Топор

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
См. также:
Оружие ----
Лабрис
Секира
Бердыш ----
————

Важный со времен неолита и мощный по символике инструмент. Фигурирует почти во всех религиях древности. Есть все основания говорить о культе топора в Египте, Ассирии, Греции и у других народов.

Блеск и глухие удары топора, высекающего искры, в значительной мере определили его символизм, ассоциирующийся с огнем и жизнетворной силой грозы, например в Зап. Африке.

Ассоциируется с молнией, водой и плодородием, ему приписывали способность вызывать дождь и прекращать его. Символ власти вождя, правителя (у народов Океании, кельтов, северных народов и африканцев) и повсеместно — атрибут воина.

Приоткрывает и проникает в землю, что говорит о его союзе с Небом, об оплодотворяющей мощи.

Как оружие воинственных богов неба и грома, занятых уничтожением демонических существ (великанов) он на древних изображениях часто неотличим от молота (секиры).

Поскольку крупных жертвенных животных во многих культурах бронзового и железного века (на Среднем Востоке и много позже) умертвляли топором, он часто становился символом кровной жертвы, а также символом подсудности, как, например, в пучках прутьев у древнеримских ликторов (фасции).

Особую форму представляет собой двойной (двухсторонний) топор, который рассматривался, предположительно, как священный союз бога Небес и богини Земли, грома и молнии. В других случаях лезвия, напоминающие полумесяцы, символизируют луну или обозначают единство противоположностей.

Основные значения:

  • разрушение, ярость — в руках воинствующих божеств;
  • силовое решение;
  • полновластие;
  • атрибут древних богов солнца и бури;
  • положенный у корня дерева — небесный суд;
  • разделение, проникновение
  • солярная эмблема богов Неба.
  • божественность, верховная власть,
  • гром, плодородие, дождь, приносимый небесными богами,
  • исправление ошибок, принесения жертвы,
  • поддержка, помощь.
  • духовное проникновение (до самого сердца тайны);
  • орудие разделения и дифференциации (режет, делит, сортирует).

Африка

У племен йоруба двойной топор несет магическую функцию: им громыхает бог бури.

Богато декорированные и поэтому не используемые по назначению топоры являются символом достоинства вождей и вообще исполнительной власти.

Древний Восток

Двойной топор — эмблема Таммуза.

Хеттский топор и двойной топор — атрибуты Тешуба, бога Солнца и Повелителя Небес; верховная власть.

Египет

В иероглифическом письме — знак идеи разделения… обещанные или посвященные вещи были «отсечены» от других.

Двойной топор солярный символ.

Античность

Символом Матери-охотницы.

Лабрис — атрибут Великой Матери как фаллический символ её партеногенетического плодородия. (dkes).

В Минойской культуре не удается проследить происхождение символа двойного топора.

Предполагается, что он символизировал верховную власть и силу, а также присутствие божества.

Предполагается далее, что на Крите он являлся не столько символом, сколько прямым неиконическим образом божества и обладал сверхъестественной силой.

Вырезался на минойских кирпичах в надежде получить покровительство Зевса над строящимся зданием.


Атрибут Зевса как бога грома и молнии.

Ударом топора Гефест рассек его голову (образ молниеносной интуиции, озарения), и из нее вышла облаченная в доспехи и шлем Афина, богиня интеллектуальных способностей и мудрости.

Неиконический образ Тенедоса Диониса (двойной).

Северная традиция

У кельтов двойной топор означает божество, вождя или воителя.

Древнегерманский обычай бросать топор для определения строительных площадок или границ.

У скандинавов двойной топор сопровождает божественное существо, вождя или воина.

Славяне

Наряду с другими острыми железными предметами (ножом, серпом, косой и др.) — оберег и отгонное средство против нечистой силы и болезней. У восточных славян топор клали под ноги скотине при первом выгоне на пастбище, чтобы уберечь ее от порчи и хищников; для этой же цели на Русском Севере пастух обходил стадо с топором; болгары забивали топор в дерево, чтобы защитить себя от волков. В Полесье топор клали под порог, чтобы вампир не смог проникнуть в дом; на Украине и у западных славян под постель роженице и под колыбель новорожденному наряду с другими железным предметами клали топор, чтобы оградить их от порчи и злых духов. Чтобы оградить живых от влияния смерти, топор клали под лавку, где лежал покойник, или на лавку после выноса тела. Сербы клали топор около обмолоченного жита, оставшегося вне амбара, чтобы защитить его от ночных демонов. В карпатском свадебном обряде дружка, вводя в дом новобрачных, ударял топором крест-накрест о притолоку двери, чтобы обезвредить возможную порчу. На Русском Севере считали, что водяной не сможет повредить человеку, если тот вслух упомянет о топоре и других острых предметах. Топор использовали, чтобы остановить град, символически «рассечь» градовую тучу.

Чтобы защитить от злых сил новорожденного ребенка, сербы для него делали амулет в виде маленького топора. Его изготовляли в полночь накануне пятницы муж и жена, раздевшись донага и сохраняя молчание. Ребенок, для которого был изготовлен амулет, должен был носить его всю жизнь в качестве оберега.

Топор, как предмет, сделанный из железа, используется в магической практике для сообщения человеку и скотине силы и здоровья. На Западной Украине, ложась спать на Новый год, около постели клали топор, а утром вставали на него, чтобы ноги были здоровыми и крепкими. Чтобы рана на ноге быстрее зажила, под ноги клали топор. Для этой же цели чехи утром в Страстную пятницу вставали босыми ногами на топор. Чтобы легче родить, сербские женщины пили воду, в которой был вымыт острый топор. В Полесье после выноса покойника из дома через порог бросали топор, чтобы оставшиеся члены семьи были здоровы.

В народных верованиях топор ассоциировался с мужским началом. В Белоруссии, если супруги хотели иметь мальчика, они в изголовье кровати клали топор, а если девочку — серп. У восточных славян было принято пуповину новорожденному мальчику отрезать на топоре. Согласно полесским аграрным обычаям, перед началом пахоты нужно воткнуть в землю топор, чтобы обеспечить хороший урожай.

Иногда лезвие топора ассоциировалось с острыми зубами грызунов и хищников, поэтому у болгар в первый день Великого поста запрещалось прикасаться к лезвию топора и других острых предметов, чтобы вредители не нападали на поля.

На украинских Карпатах и в Восточной Словакии применялись ритуальные топорики, которые служили знаком власти и магической силы старшего пастуха.

Китай

Двойной топор (Фу) — один из двенадцати знаков отличия императорской власти. Символизирует власть, правосудие, суд, наказание.

Священный топор значит смерть для чувственного, непросвещенного человека.

Атрибут покровителя плотников, а также посредника.

В свадебных обрядах символизирует семейный союз: бракосочетание уподобляется соединению в вязанку отделённых от двух стволов ветвей.

Северная Америка

Томагавк — оружие с обширным ритуальным и символическим значением.

Австралия и Океания

Людей племени аранда научили пользоваться каменным топором два человека-сокола, пришедшие с севера. // из ст. Австралийская мифология

Двойной топор символизировал форму человека.

Полагали, что он обладает божественной силой.

Индуизм

Атрибут Агни — двойной, вместе с дровами и мехами.

Вишну срубает топором дерево Самсару.

Буддизм

Двойной топор разрубает круг рождений и смертей.

Христианство

Двойной топор — мучение, разрушение // источник ?

Атрибут:

  • Св. Иоанна Предтечи — двойной. Говорил, проповедуя жителям Иудеи: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее добого плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3:10);
  • Св. Иосифа, мужа Девы Марии — плотницкий, часто, с другими инструментами;
  • Св. Прокла — двойной;
  • Свв. Варнавы, Томаса Бекета, Матфея — были обезглавлены секирой;
  • Св. Бонифация — срубил у Гейсмара дуб, посвященный богу грома Донару;
  • Св. Адриана — воин рядом с наковальней, сопровождаемый святой (Наталия);
  • Св. Пётр Мученик — вонзённый в голову доминиканского монаха;
  • Св. Бенедикт — обнаруживает топорище от топора, упавшего в озеро;
  • Св. Вольфганга — австрийские легенды о нём, сходные с древнегерманским обычаем бросать топор для определения границ, например, строительных площадок.

Литература

  • Левкиевская Е. Е. Одноимённая статья в SMES

Иллюстрации

  • Вулкан в качестве акушера расщепляет голову Юпитера при рождении Афины. Эмблема алхимиков // М. Майер. Аталанта бегущая. 1618 г.
  • Топор как атрибут апостола Матфия и св. Вольфганга // В. Ауэр. Легенда о святых, 1890 г.
  • Исполненный по обету бронзовый топорик высотой 7,7 см галло-римского происхождения. Мартиньи (Швейцария)
  • Парадный топор, используемый при отправлении культа. Дагомея (Западная Африка), XIX в.
  • Минойская Велика Мать, держащая двойные топоры // dkes

Примечания и комментарии