Великан
Древний Восток
Шумер Хумбаба, страж сада Иштар в эпосе о Гильгамеше.
Античность
Титаны и циклопы.
С юношей на плечах Орион;
Одкоглазый великан — Полифем;
Геракл убил великанов Какуса (15) и Антея (16);
Северная традиция
В сагах речь идет о турсах и ётунах, олицетворении огня и мороза. — врагах богов (асов) и людей. Имир.
Гиганты холода и преисподней олицетворяют хтонические силы, огненные гиганты — силу огня.
Европа
В народных сказках выступает в роли опекуна: он обычно защищает простых людей, их права и свободы от господина.
Наиболее значительные гиганты Западной традиции: Бодо, Рюбецаль, Герион, Гарганттоа Геракл
Славяне
Мифоэпический персонаж. В народных легендах великаны отождествляются с «чужими» народами или воинственными противниками — чудью, гуннами, татарами, турками, шведами. Великан — антропоморфное существо огромного роста (мог взять на ладонь пахаря с упряжкой, реки были ему по колено) и силы (бросал камни величиной с мельничный жернов, вырывал с корнем деревья). Согласно общеславянским легендам, великаны были первыми людьми на свете (трансформация ветхозаветного сюжета), участвовали в устройстве мироздания: насыпали горы, курганы, прокладывали русла рек и т. п., при этом передавая друг другу огромные предметы — камни, стрелы, палицы, топоры. Деятельность великанов могла носить и разрушительный характер: они уничтожали дома и губили все живое, бросали в небо камни. За гордыню и вредоносную силу великаны были истреблены Богом или превращены в обычных людей. Великаны погибли во время потопа (укр.) или в борьбе с огромными змеями (пол.), были съедены мифической птицей Кук (укр.). С мотивом гибели вликанов связаны рассказы о древних могильниках и огромных костях, которые сохранялись в Польше и на Украине в храмах и ратушах (служили объектом культового почитания) и использовались как оберег в хозяйстве и лекарство от лихорадки.
В русском былинном эпосе, богатырь не является великаном или выступает фигурой промежуточной между великаном обычным человеком (Напр. «Илья и идолище», ср. тему встречи нартов с великанами, превосходящими их размерами), но гибель богатырей воспроизводит мифологический сюжет гибели великанов (Ср. гибель нартов, кауравов в битве с пандавами и др.). Мотив предка в русском эпосе — Святогор; характерно, что он обладает рядом общих признаков с богатырем Ильей.
Мезоамерика
В доколумбово-древнеамериканских мифах о творении также говорится о родах великанов, которые являлись неудачными вариантами творений божественных творцов и были уничтожены катастрофами.
Библия / Ветхий Завет
Упоминаются Голиаф и Ог, правитель Башана во время исхода (46). Некоторыми характеристиками гиганта обладает Самсон.
Христианство
Голиаф, убит и обезглавлен Давидом;
С младенцем у себя на плечах — Христофор;
По народному обычаю, в шествиях масок (например, «Самсон» в Зальцбургском Люнгау) великаны часто сопоставляются с карликами. Их чучела невероятных размеров сохранились и используются в фольклорных обычаях многих стран, например Великаны Фландрии, огромные фигуры персонажей последнего дня карнавала перед Постом (праздник Марди-Гра), дня Праха и первого Воскресения после Поста, разрушаемые после инсценированного суда над ними и оглашения смертного приговора.
Сатана часто представлялся как гигант (керл-50).
Психология
Отсутствие чувства меры.
Благодаря своей преувеличенной физической силе — символ родительской власти, особенно отцовской.
Как и монстр — воплощение страхов, тревоживших первобытных людей, страхов безликих и безымянных: злых духов, урагана, небесного огня, цунами, опасности, несчастья, голода и, в первую очередь, смерти.
В древности этим грозным врагам противопоставляли в качестве защиты фигуру-оберег — подобие их же грозной внешностию (Ассирийские терафимы, безобразные в гигантские, с уродливым лицом, крыльями летучих мышей, хвостом ящерицы и огромной пастью; месопотамский талисман, представленный в виде монстра, призванного побеждать юго-западные ветры, со скелетоподобным лицом, рогами козла, когтями грифа, волосатым телом летучей мыши; гигантские изображения, выставляемые в китайских селениях по случаю предохранительных обрядов).
Великаны символизируют также необузданные влечения, иррациональные элементы, которые переполняют психику и создают препятствия для трезвой оценки действительности. Высвобожденные и правильно сориентированные энергии могут послужить реализации личных целей.
Хтонические великаны, рожденные от Земли (титаны, восставшие против Зевса) — символизируют отсутствие чувства меры, грубые земные силы и, следовательно, земные желания, восставшие против разума.
Атлант, побежденный и приговоренный символизирует исход любого неистового желания.
Сам по себе не означает ни хорошее, ни плохое, а только количественное увеличение привычного и, как следствие, в легендах возможны гиганты-защитники и гиганты с агрессивными наклонностями. Значение гиганта как «превосходящего человеческий размер» (в данном случае символизирующее власть и силу) также указывает на образ «Ужасного Отца», возникающий в детских воспоминаниях, — ребенок видит своих родителей как гигантов; или образ бессознательного, «темная сторона» личности, угрожающая самости и т. д. Трагический герой внутренне связан с гигантом, хотя временами он оказывается в положении его противника (60). В соответствии с теорией Юнга, сущность гиганта (скорее его внешний вид) относят к символу отца, представляющего дух, противостоящий инстинктам или охраняющий сокровище (то есть мать — бессознательное), и в этом случае он тождествен символу дракона. (керл-31).
Можно предположить, что одно из значений гиганта — персонификация коллективного человека (согласно максиме «вместе мы — сила») или жизни общины (16). Может быть символом «непрерывного бунта», сил неудовлетворенности, растущих в человеке и определяющих его судьбу, то есть символом Вселенского Человека (Адам Кадмон) (21).
Литература
- Левинтон Г. А. Одноимённая статья в MNME
- Белова О. В. Одноимённая статья в SMES
- Миллер В., Кавказские сказания о циклопах, «Этнографическое обозрение», 1890, кн. 4 < MNME
- Пропп В. Я., Русский героический эпос, 2 изд., М., 1958 < MNME
- Левинтон Г. А., К мотиву гибели великанов, в сб.: Материалы Всесоюзного симпозиума по вторичным моделирующим системам I (5), Тарту, 1974 < MNME
- Оlrik A., Ragnarök, die Sagen vom Weltuntergang, В., 1922 < MNME
- Криничная Н. А. Персонажи преданий: становление и эволюция образа. Л., 1988 < SMES
- Левинтон Г. А. К мотиву гибели великанов // Материалы всесоюзного симпозиума по вторичным моделирующим системам. 1(5). Тарту, 1974. С. 64-68 < SMES
Миллер В., Кавказские сказания о циклопах, «Этнографическое обозрение», 1890, кн. 4;
Иллюстрации
Примечания и комментарии