Кырк кыз
В мифологиях тюркоязычных народов Средней Азии праведницы, которых аллах по их просьбе превратил в камень (в других вариантах мифа — скрыл в скалах), чтобы спасти от преследователей — «неверных». Место, где, как считалось, это произошло, также называется Кырк кыз[1]. Кроме того, в мифологии каракалпаков кырк кыз — девы-воительницы, героини одноимённого эпоса. Они живут на острове общиной, возглавляемые мудрой и справедливой девой Гулаим. Кырк кыз спасают каракалпаков от нашествия калмыкского хана Суртайши. В мифологии узбеков Зеравшанской долины кырк кыз (чаще — кыркынкыз) — также особая категория духов, помощников шамана, слуги основных шаманских духов пари, иногда отождествляемые с чильтанами. Образ кырк кыз таджикско-персидского происхождения. В мифологии таджиков сорок дев (чильдухтарон) выступают и как мусульманские святые, и как шаманские духи-помощники. До принятия ислама кырк кыз почитались как добрые духи-покровительницы (к помощи которых прибегали и шаманы) народами Средней Азии, в Иране и ряде других стран, а затем приобрели роль мусульманских святых. Древний пласт представлений о кырк кыз содержится в каракалпакском эпосе и поздних генеалогических преданиях киргизов (в них кырк кыз выступают как родоначальницы киргизов, давшие имя народу). |
См. также: |
Литература
- Басилов В. Н. Одноимённая статья в MNME
- Сорок девушек, М., 1951 < MNME
- Абрамзон С. М., Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи, Л., 1971, с. 288-89 < MNME
- Булатов К., Легенда о происхождении киргиз, «Киргизская степная газета», 1894, No 19 < MNME
Примечания и комментарии
- ↑ Несколько десятков таких мест имеется в Средней Азии, отдельные святыни, связанные с Кырк кыз, встречаются в Азербайджане, северном Афганистане, северном Иране.