Авалокитешвара

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
00-00-248-000.jpg

xxx-00-248-000.jpgСанскр. Avalokitesvara.

Значение и происхождение сложного слова avalokita-isvara не вполне ясны:

— бог, который смотрит вниз;
— господь, который увидит;
— господь, которого увидели;
— бог взгляда…

Возможно, первоначальной формой названия было avalokitasvara (Именно такая форма встречается в древних рукописях, найденных в Центральной Азии) — «наблюдающий за звуками»).

В ранних китайских переводах буддийских сутр он имеет название

  • Гуань-инь (Сохранилось несмотря на предпринимавшиеся с начала 6 в. попытки заменить его на Гуаньцзы-цзай («наблюдающий суверен»), что можно считать прямым переводом санскритского имени) — наблюдающий за звуками или
  • Гуань-ши-инь — наблюдающий за звуками мира.

Переводы тибетский spyan-ras-gzigs — зрящий глаз;

монгольские nidu-ber uе-gci — взирающий очами;

Хоншим (Т.ж. Хонгшим, Хомшим. Употребимо наряду с правильной санскритской формой и ее монголизированными вариантами (преимущественно в народной мифологии: шаманских гимнах, преданиях и др.).) — восходит к китайскому Гуань-ши-инь

Арья-Боло — монголизированная санскритская форма;

Арья-Була — " — " - " — …

Один из главных бодхисатв махаяны и ваджраяны, олицетворение сострадания.

Образ возник в последних веках до н. э.

В «Сукха-вативьюха-сутре» выступает как эманация Амитабхи.

В «Саддхармапундарике» и в «Самадхираджа-сутре» играет роль универсального спасителя. Он может:

принимать разные формы (в о.с. 32) для спасения страдающих, крики и стоны которых он слышит.

выступать как индуистский бог (Брахма, Ганеша, Вишну, Шива и т. д.), будда или любое существо

вступать в любую сферу сансары (в том числе и в ад).

В более поздней «Карандавьюха-сутре» культ Авалокитешвары достиг апогея: здесь он почитается больше будд и ему присваиваются даже некоторые черты бога-создателя.

Возникший в Индии культ получил особенно широкое развитие в других странах Дальнего Востока (Китай, Япония. ~ Каннон).

Начиная с 7-8 вв. отмечается перемена пола Авалокитешвары; наряду с мужским образом возник и женский, позже он вытесняет мужскую ипостась.

В ваджраяне принимает различные образы и названия:

изображенный похожим на индийского принца — Синханада Авалокитешвара;

— " — держащим цветок лотоса — Падмапани;

— " — четырехруким — Шадакшари Авалокитешвара;

— " — имеющим 11 ликов и 1000 рук — Экадашамукха Авалокитешвара и т. д.

Связь с Амитабхой подчеркивается и здесь, но, обитая в сукхавати, он имеет и собственный рай на снежных горах — Поталу. Авалокитешвару ваджраяны почитают в тибетском буддизме, где земными проявлениями его считают главу школы кагьюпа Кармапа и главу школы гелукпа — далай-ламу.

Библиография

Bhattacharyya В., The Indian Buddhist iconography, Calcutta, 1958, p. 124-44;

Dayal H. The Bodhtsattva doctrine in Buddhist Sanskrit literature, Delhi, [1975], p. 46-49;

Encyclopaedia of Buddhism, v. 2, fasc. 3, Ceylon, 1967, p. 407-25;

Mallmann M. Th. de. Introduction a l’etude d’Avalokitecvara, P., 1967.

МНМ

Авалокитешвара
санскр. Avalokitesvara

Один из главных бодхисатв в буддийской мифологии махаяны и ваджраяны, олицетворение сострадания. Значение и происхождение названия «А.» не вполне ясны. Сложное слово avalokita-isvara переводят по-разному: «бог, который смотрит вниз»; «господь, который увидит»; «господь, которого увидели»; «бог взгляда» и т. п. Тибетский перевод А. — spyan-ras-gzigs («зрящий глаз»), монгольский — nidь-ber ьjgci («взирающий очами»). Вполне возможно, что первоначальной формой названия А. было avalokitasvara («наблюдающий за звуками»), именно такая форма встречается в найденных в Центральной Азии древних рукописях. Это предположение подтверждают и ранние китайские переводы буддийских сутр, где А. имеет название Гуань-инь («наблюдающий за звуками») или Гуань-ши-инь («наблюдающий за звуками мира»), которое сохранилось несмотря на предпринимавшиеся с начала 6 в. попытки заменить его на Гуань-цзы-цзай («наблюдающий суверен»), что можно считать прямым переводом санскритского А. К китайскому имени Гуаньши-инь восходит другое монгольское название Хоншим (Хонгшим, Хомшим) — бодхисатва, употребимое наряду с правильной санскритской формой и её монголизированными вариантами: Арья-Боло, Арья-Була и пр. (преимущественно в народной мифологии: шаманских гимнах, преданиях и др.). Образ А. возник в последних веках до н. э. В «Сукхавативьюха-сутре», описывающей созданный буллой Амитабха рай сукхавати, А. выступает как эманация Амитабхи. В «Саддхармапундарике» и в «Самадхираджа-сутре» А. играет роль универсального спасителя. Он может принимать разные формы (в общей сложности 32) для того, чтобы спасать страдающих, крики и стоны которых он слышит. А. может выступать как индуистский бог (Брахма, Ганеша, Вишну, Шива и т. д.), как булла, как любое существо и вступать в любую сферу сансары (в том числе и в ад). В более поздней «Карандавьюха-сутре» культ А. достиг апогея. А. здесь почитается гораздо больше будд, ему присваиваются даже некоторые черты бога-создателя. Возникший в Индии культ А. получил особенно широкое развитие в Китае и в других странах Дальнего Востока (ср. япон. Каннон). Начиная с 7-8 вв. отмечается перемена пола А.; наряду с мужским образом А. возник и женский, позже он вытесняет мужскую ипостась, В ваджраяне А. принимает различные образы и названия. Его изображают то похожим на индийского принца (Синханада А.), то держащим цветок лотоса (Падмапани), то четырёхруким (Шадакшари А.), то имеющим 11 ликов и 1000 рук (Экадашамукха А.) и т. д. Связь А. с Амитабхой подчёркивается и здесь, но наряду с тем, что А. обитает в сукхавати, он имеет и собственный рай на снежных горах — Поталу. А. ваджраяны почитают в тибетском буддизме, где земными проявлениями его считают главу школы кагьюпа Кармапа и главу школы гелукпа — далай-ламу.

Лит.: Bhattacharyya В., The Indian Buddhist iconography, Calcutta, 1958, p. 124-44, Dayal H., The Bodhisattva doctrine in Buddhist sanskrit literature, Delhi, [1975], p. 46-49; Encyclopaedia of Buddhism, v. 2, fasc. 3, Ceylon, 1967, p. 407-25; Mallmann M. Th. de, Introduction a l’йtude d’Avalokitecvara, P., 1967.

Л. Э. Мялль [Мифы народов мира. Энциклопедия: Авалокитешвара, С. 3 и далее. Мифы народов мира, С. 98 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 25 Словарь)]


Бог Авалокитешвара, бронза, XIV век

Обычно его изображали в облике красивого мужчины с несколькими головами и руками. Согласно одному из мифов, Авалокитешвара смотрел на людские страдания, и его сердце разорвалось от горести. Амитабха, от которого произошел Авалокитешвара, собрал кусочки сердца и сделал бодхисатве девять новых голов. Авалокитешвара хотел помочь всем живым существам, поэтому у него выросли 1000 рук, а на ладони каждой руки появился глаз. "Из его глаз образовались солнце и луна, из лба — Махешвара, из плеч — Брахма и другие боги, из сердца — Нараяна, из бедер — Сарасвати, из рта — ветры, из ступней — земля, из живота — Варуна". Авалокитешвара помогал всем, кто просил помощи и проповедовал буддийские законы тем, кто перевоплотился в насекомых или червей, защищал людей от болезней и благословлял детей.

Мифология древнего мира, -М.:Белфакс, 2002 Мифы и легенды Древнего Востока, -М.:Норинт, 2002