Менора

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
менора; семисвечник
————
Семисвечный литургийный подсвечник — один из символов Иерусалимского храма и вообще иудаизма (в противовес кресту ?). Наиболее распространенная национальная и религиозная еврейская эмблема. Восходит к светильнику, помещённому в скинию Моисеем:

«И сделай светильник из золота чистого; чеканный должен быть сей светильник; стебель его, ветви его, чашечки его, яблоки его и цветы его должны выходить из него; шесть ветвей должны выходить из боков его: три ветви светильника из одного бока его и три ветви светильника из другого бока его; три чашечки наподобие миндального цветка, с яблоком и цветами, должны быть на одной ветви, и три чашечки наподобие миндального цветка на другой ветви, с яблоком и цветами; так на всех шести ветвях, выходящих из светильника; а на стебле светильник; должны быть четыре чашечки на подобие миндального цветка с яблоками и цветами; у шести ветвей выходящих из стебля светильника яблоко под двумя ветвями его и яблоко под другими двумя ветвями, и яблоко под третьими двумя ветвями его [и на светильник четыре чашечки наподобие миндального цветка]; яблоки и ветввих из него должны выходить: он весь должен быть чеканный, цельный, из чистого золота[1]».

Стояла в храме в Иерусалиме; первоначально на ветвях светильников размещались лампадки, позднее часто использовались восковые свечи. Была вывезена как трофей после завоевания Иерусалима римлянами (рельеф на Титовой арке римского Форума).

Своими растительными атрибутами менора, вероятно, указывает на образ мирового (космического) дерева Древа Света. Предполагается, что его ствол соотносится с Осью Мира, а светильники с планетами древности. Лампады светильника имели форму миндаля, потому что завязь плодов миндального дерева образуется еще до появления листвы, подобно тому, как священство несет «плоды» Слова Божьего, предшествовавшего появлению всего сущего.

Освещает церковникам откровения Бога, сокрытые от обычного человека. Только истинным посвященным позволяется видеть свет, глубоко сокрытый в Священном Писании.

Основные значения:

  • божественное присутствие — свечи из жира посвящены Яхве;
  • воздействие благодати на все небесные вещи — согласно Филону;
  • семь светильников — семь планет древности, семь дней недели, семь звезд Большой Медведицы, семь небес (небесных сфер), семь кругов (сил) мира[2];
  • семь первородных сил божественного (нашли своё отражение в библейском сказании о семи днях сотворения)
  • единая Церковь, семь религиозных братств Малой Азии (в иудаизме или христианстве ?).
00-03-615-000.jpg См. также:
Светильники

Древо мировое
Ось

Число 7

Иудаизм

Светильники в честь праздника ханукка у евреев имеют восемь свечей; центральная ветвь, или стебель, не содержит источника света, но часто несет фигуру (например, Юдифь с головой Олоферна). Девятая ветвь несет свечу «Шамаш» (служитель света, также имя вавилонского бога Солнца), с помощью которой зажигаются другие свечи.

Христианство

В сфере христианства особенно пышно оформляется большой подсвечник пасхальной свечи, например в Хильдесхеймском кафедральном соборе (1015 г.).

Не исключено, что через иудейско-хазарское царство такие светильники проникли в различные народные секты на Руси.

Магия

Семисвечники нередко использовали во время священных занятий и встреч маги Западной и Средней Европы. [bdgs]

Геральдика

Основной элемент герба государства Израиль.

Искусство

В средневековом искусстве она часто выступает эмблемой еврейства.

Ad vocem

«Светильник — это световое дерево, которое расцветает высшим светом. Свет достигает своими лучами Бога, и все другие источники посылают ему лучи, чтобы в нем раствориться… Это — менора, которая, согласно преданию, во времена героических Маккавеев, в праздник освящения Второго храма горела в течение восьми дней — хотя она питалась только маленьким кувшином масла, которое было найдено в целости и неприкосновенности».

Де Фриз, 1986 г.

Иллюстрации

  • Иудейский семисвечный канделябр.
  • Еврейская менора, олицетворяющая Солнце, Луну и главные планеты, сияющие во тьме хаоса и превратностей жизни. (Иллюстрация из Библии, XII чек.)
  • Менора с семью ветвями. Каменный рельеф синагоги в Приене, ок. 300 г. (Свиток Торы на треножнике).
  • Зажигание субботнего, светильника. Еврейская гравюра на дереве, ок. 1680 г.

Примечания и комментарии

  1. Исход (25:31—40)
  2. Иосиф, KERL — 4