Неоптолем

Материал из StudioSyndrome
Версия от 20:07, 19 декабря 2020; Administrator (обсуждение | вклад) (а)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Греч.: Νεοπτόλεμος; другое его имя Пирр — Πύρρος

Сын Ахилла и Дейдамии (дочь Ликомеда). Воспитан у своего деда на Скиросе, но после предсказания Гелена, что Троя без Неоптолема и Филоктета не может быть завоевана, Одиссей привез его в греческий лагерь. Обладал даром слова, уступая лишь Одиссею и Нестору; был отважным бойцом. Сразив Телефова сына Еврипила, придумал от радости особый вид пляски, названный его именем Πυρρίχη. Большое мужество выказал в деле с деревянным конем: когда остальные эллины взбирались в его чрево со слезами и страхом, он сохранял полное присутствие духа и при взятии Трои вел себя храбро. После возвращения на родину женился на обещанной ему раньше Гермионе, дочери Менелая. (По Вергилию, при разделе пленных он получил Андромаху, от которой имел четырех сыновей.) Потеряв во время войны отцовское царство, направился в Эпир, жители которого были названы по его имени пирридами или эпиротами. Браком с Гермионой объясняются враждебные отношения Неоптолема с Орестом: ему также была обещана Гермиона и вскоре после своей свадьбы он убит Неоптолема. По иной версии он погиб в храме дельфийского Аполлона, споря со жрецом за жертвенное мясо. В этом видели возмездие за беззаконное убийство им при взятии Трои у алтаря Зевса Приама. После смерти был почитаем как герой; ежегодно ему приносились жертвы. Фигурировал в нескольких трагедиях: Софокл вывел его в пьесе «Δόλοπες ή ψοϊνιξ» (была переделана Аттием) и в дошедшем до нас «Филоктете». Его фигурой интересовались также живописцы.

МНМ

Неоптолем — греч. Neoptolemos

В греческой мифологии сын Ахилла, рождённый ему Деидамией (дочерью Ликомеда, царя острова Скирос). Когда ахейцам стало известно от троянского прорицателя Елена, что одним из условий их победы над троянцами является участие Н. в войне на стороне ахейцев, Одиссей и Феникс отправились на остров Скирос и привезли Н. под Трою (Apollod. epit. V 10-11). Одиссей уступил Н. доспехи Ахилла. Н. принимал активное участие в боях и убил много троянцев. От его руки пал также Эврипил, сын Телефа, прибывший на помощь Приаму с большим ополчением мисийцев. Н. входил в число отборных ахейских воинов, спрятавшихся в деревянном коне (Ноm. Od. XI 506—537). В ночь взятия Трои он отличался особой жестокостью: убил старого Приама, искавшего спасения в священной ограде у алтаря Зевса (Verg. Aen. Il 533—558). Когда греки получили предсказание, что для благополучного возвращения на родину необходимо умилостивить тень Ахилла кровью Поликсены, Н. совершил это жертвоприношение (Еиг. Нес. 523—568). Вместе с Еленом и вдовой Гектора Андромахой, полученными в добычу после захвата Трои, Н. направился в Эпир, покорил здесь местных жителей молоссов и стал царствовать над ними (Apollod. epit. VI 12). Вскоре после этого он совершил путешествие в Дельфы, во время которого был убит. О причине гибели Н. существуют разные версии. По одной, убийство Н. было подстроено Орестом, возненавидевшим Н. за то, что Менелай выдал за него замуж Гермиону, некогда обещанную в жёны Оресту. По другой, — Н. вызвал негодование дельфийских жрецов своими упрёками Аполлону, который под Троей помог Парису сразить Ахилла. По третьей, — Н. допустил по незнанию ошибку во время жертвоприношения, вступил из-за этого в спор с местными жителями и был ими убит (Ноm. Od. IV 3-9; Apollod. epit. VI 14). Могилу Н. показывали в священном участке Дельф вплоть до поздней античности (Paus. X 24, 6), хотя культ Н. возник не раньше 6 в. до н. э. Имя Н., образованное от греческих слов neos, «новый», и ptolemos, «война», обозначает «участник новой войны» и указывает, что образ Н. — относительно поздний в героическом эпосе. По-видимому, первоначальным именем Н. было Пирр — мужской вариант женского имени Пирра («рыжеволосая»), под которым скрывался на Скиросе переодетый девушкой Ахилл. Имя Пирр засвидетельствовано уже в «Киприях», но широкое применение получает только в эллинистическое и римское время. От традиционного образа Н. — свирепого воина — существенно отличается его изображение в трагедии Софокла «Филоктет». Здесь Н. представлен благородным юношей, не способным к лжи и притворству и выше всего ставящим следование законам чести.

В. Н. Ярхо [Мифы народов мира. Энциклопедия: Неоптолем, С. 3 и далее. Мифы народов мира, С. 5520 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 212 Словарь)]