Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации
Перейти к поиску
- Ашшур
В аккадской мифологии центральное божество ассирийского пантеона. Первоначально — бог-покровитель города Ашшур (главный храм — Эхурсагкуркурра). Возвышение Ашшура связано с усилением политического влияния в Ассирии города Ашшур.
Как верховное божество Ашшур получает (впервые в XIII в. до н. э.) титулы и эпитеты шумерского Энлиля:
- «Великая гора»,
- «Владыка стран»,
- «Отец богов».
В IX в. до н. э. (второе возвышение Ассирии) Ашшур индентифицируется с Аншаром, отцом Ана, и возвышается над всеми богами. В ассирийской (из Ашшура) версии вавилонской поэмы о сотворении мира («Энума элиш») Аншар-Ашшур заменяет как бог — творец вавилонского Мардука. Жена Ашшура — Иштар Ашшурская или Иштар Ниневийская, а также Нинлиль (в шумерской мифологии Нинлиль — жена Энлиля; результат идентификации Ашшура с Энлилем), сын — Нинурта (имя сына Энлиля), дочь — богиня Шеруа, или Эруа (хурритская?).
Подобно Мардуку, Ашшур узурпирует черты многих божеств:
- он — вершитель судеб — как шумерские Ан, Энлиль,
- бог-судья — как Шамаш,
- военное божество — как Нинурта
- и далее божество мудрости — шумер. Энки, аккад. Эйя.
Эмблема А. — крылатый солнечный диск. На памятниках II-I-го тыс. до н. э. обычно изображается в виде бога с луком, наполовину скрытого крылатым солнечным диском, в лучах которого он как бы парит. На обелиске ассирийского царя Тиглатпаласара I (XII в. до н. э) Ашшур изображен в виде крылатого солнечного диска, из которого две руки протягивают лук царю-победителю.
|
См. также:
- Аккадская мифология
- Энлиль
- Аншар и Кишар
- Ан
- Мардук
- Иштар
- Нинлиль
- Нинурта
- Шеруа
- Шамаш
- Нинурта
- Энки
- Эйя
- Солнце
- Диск
- Лук, оружие
|
Литература
- Афанасьев В. К. Одноимённая статья в MNME