Описание
- фарн; Фарн < древнеиран. *hvarnah- — обычно трактуется как обозначение солнечного сияющего начала, божественного огня, его материальной эманации
- Сравни:
- — вед. svar — «свет», «сияние», «блеск», «солнце»; возрастающей, прибывающей, расширяющейся силы
- — индоевроп. suer ð/-nes' — нечто желанное, достигнутое > «хорошая (благая) вещь», «желанная вещь», «благо», «имущество»
- — авест. х¢аðnаh — «слава», «величие», «блеск», «сияние», «харизма» и т. п.
- — согд. prn — «слава», «знамение» и т. п.
- — осет. farn — «обилие», «счастье», «мир»
- — др.-перс. farna; ср.-перс. xvarrah — «царская слава», «царское величество»
- — перс. farr — «блеск», «великолепие», «пышность» и т. п.
- — согд. prn, frn; сакск. phârra — «положение», «ранг», «достоинство», «звание» и т. д.
- —————————
В иранской мифопоэтической традиции божественная сущность, приносящая богатство, власть и могущество; державная сила.
Видимо, фарн выступал и как неперсонифицированное сакральное начало абстрактного или конкретного (материальный символ) характера, и как персонифицированный божественный персонаж.
- В «Авесте» фарн — обычно некая сакральная благая доля, «хорошая вещь»[1].
- Им могут владеть божественные персонажи, дарующие его людям[2], сами люди, для которых фарн обычно воплощается в богатстве[3], доме, жене, детях, скоте, здоровье[4].
- Фарн имеет общие атрибуты с едой, пищей, которая в иранских языках может обозначаться тем же словом, что и фарн, или его производными (авест. ¢хаrðnah, ¢xarðnti, x¢arðtay, x¢arðθa, x¢arðna и т. п.).
- Фарн выступает и как добрый дух — охранитель дома, в случае смерти хозяина он покидает дом, если не соблюдены некоторые условия[5].
- Особым фарном обладает селение, область, страна, народ.
- В ряде случаев говорится о фарне, скрытом в глубине вод[6], о фарне, связанном с водами и реками, с солнцем, выступающим как даритель фарна («Денкарт»).
Иногда фарн реализуется не столько в материальном виде, сколько символически — как счастье, доля, судьба. Именно такой фарн свойствен, видимо, ариям в целом, жрецам-кави, Заратуштре[7]. Тот, у кого есть фарн, — «обладатель благой судьбы». Фарн — объект восхвалений[8], он непобедим и могуществен: он спутник победы, являющийся в виде сияющего огня[9].
Образ сияющего фарна, высшей божественной доли, находящейся в обладании верховной власти (царя), получил воплощение в царском нимбе. Более поздняя традиция усвоила образ фарна как символ незыблемости шахской власти в Иране.
Фарн как доля, судьба связывался с брачными и похоронными обрядами. Ср., например, отражения в поздней традиции:
- • свидетельства армянских авторов Фавстоса Бузанда[10] и Мовсеса Хоренаци[11], согласно которым царская гробница — это место, где находится фарн царя после его смерти;
- • таджикское представление о том, что душа барана (связываемого с фарном) помогает душе человека перейти через мост, ведущий в рай, и т. п.
У осетин при введении жениха в дом шаферы возглашают «фарн шествует!», поются свадебные песни фарну и т. п. Не исключена связь фарна в образе барана с осетинским «властителем спальни», награждающим новобрачных потомством (своего рода субститутом «властителя спальни» является «святой баран», к которому в брачном обряде обращаются с просьбой, чтобы рождались мальчики; ср. связь фарна с брачными обрядами).Иранской религиозно-мифологической традиции не было чуждо и представление о плохом фарне, откуда авестийское duš-х¢аrðnah-, «обладающий плохим фарном». Основная мифологема о том, как фарн оставляет своего обладателя, связана с Йимой, от которого фарн отлетел в облике птицы варэгна (уârðγna[12]). Тот же мотив встречается и позже.
Фарн не только связан с животными, но и нередко трансформируется в зооморфные образы.
- О связи фарна с птицей варэгна (сокол Варган, инкарнация Веретрагны), возможно, свидетельствует упоминание об амулете из птичьих перьев, который приносит почтение, дарует фарн[13].
- Реконструируется (Г. В. Бейли) представление о фарне в виде газели.
- Широкое распространение образа барана как воплощённого фарна связывает его с Веретрагной, чьим атрибутом был баран[14].
Вероятно, Фарн как особое божество входил в состав согдийского пантеона (по реконструкции В. Б. Хеннига).
С персонифицированным образом божественного Фарна, возможно, следует связывать находку на Кубани золотого амулета с надписью, содержащей имя Уатафарнес, толкуемое рядом исследователей как фарн (божество) жилища.Как воплощение счастья, удачи, судьбы Фарн с греческой Тихе, римскими Фортуной, гением и т. п.
Иранские производные от фарна — *hvarnah оказали влияние на формирование сходных понятий у соседних народов[15], a в некоторых случаях заимствовались ими[16].
Особый престиж, который связывался с рассматриваемым понятием, предопределил чрезвычайно широкое использование слова «фарн» в ономастике (в частности, царской). Сравни имена:
- • скифско-сарматские — Φάρνης (ср. осетинскую фамилию Fœrniatœ), Φάρνάχης, Φαρνοξαρθος, Χοφαρνος, Πιτφαρνάχης, Σαιταφάρνης и др.,
- • согдийские — βγyprn=Bagçfarn, Nanefarn, Wγašefarn и др.,
- • парфянские — Mtrprn=Mihrafarn, Prnbg=Farnbag, Brzprn=Burzfarn и др.,
- • xорезмийские (šy’wršprn) имена,
- а также ещё более древние наименования, например в ассирийских клинописных источниках: Awarparnu (713 до н. э.), Sitirparna=Èiθrafarnah-, Iparna.
Характерна семантика элементов, составляющих сакрально отмеченные формы: фарн и baga-/baya- — «доля»; «бог», arta- — «истина»; xšaθra- — «царская власть»; arya — «арийский» и т. п.[17]).
Иконография
Широкое распространение, особенно в сасанидском искусстве, получил образ барана как воплощённого фарна. Начиная с Шапура II изображение барана как символа бога Фарна получает широкое распространение, а Аммиан Марцеллин сообщает, что в одном из сражений Шапур II имел на голове богато украшенный убор в виде бараньей головы[18]. Сходные изображения известны на кушано-сасанидских монетах, предметах посуды и утвари. В пехлевийском сочинении VI в. «Карнамаки Ахтахшери Папакан» образ барана на лошади выступает как воплощение царственного кейянидского фарн[19]. Видимо, эта символика имела и более глубокие корни. Уже на луристанских бронзах, на стеле из Унташгала, на ещё более ранних печатях отмечены персонажи с короной, украшенной бараньими рогами. Изображения барана присутствуют на многочисленных зооморфных ручках сосудов в среднеазиатской и сарматской керамике первых веков н. э. (иногда вместо барана выступают козёл, вепрь, собака и т. д.). Б. А. Литвинский толкует их как зооморфные символы фарн — охранителя сосуда.
В иранской традиции есть немало примеров, когда фарн изображался в человеческом облике.
- В согдийско-манихейской версии сказки о Кесаре и ворах вор, облачившийся в царские одежды, обращается к лежащему в гробнице Кесарю, объявляя, что он его фарн.
- В Бактрии у кушан фарн изображался в виде человека в царской одежде.
- Широко известны изображения мужского божества Фар(р)о на кушанских монетах.
Основные значения
- — счастье, доля, судьба;
- — сила (державная), власть (царская), могущество;
- — незыблемости шахской власти.
|
Ссылки:
• Иранская мифология
См. также:
• Веретрагна
• Йима
• Кави
• Огонь
• Нимб
————
• Слава
• Истина
• Власть
• Могущество
• Богатство
• Царь
————
• Баран
• Козёл
• Газель
• Конь
• Вепрь
————
• Кай Кавус
• Тихе
• Фортуна
• Гений
|