Ворота

Материал из StudioSyndrome
Версия от 00:16, 6 июня 2023; Administrator (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Врата Востока и Запада — двери Храма Мира, через которые Солнце проходит утром и вечером.

«Узкие Врата» — точка сообщения миров, проход в «духовной бедности» для инициируемых и мертвых, ведущий к новой жизни. Подобно «игольному ушку» — символ непространственности души в этом переходе.

Короли вершили суд у ворот — видимо, считались священным местом, обладающим божественной силой.

Обычно святилища охраняются стоящими в воротах фигурами (лев, дракон, быки, собаки…). В храмах входы в тайные помещения Святая святых часто обозначались роскошными воротами, через которые имел право проходить только первосвященник.

Ритуалы перехода на новую ступень жизни во многих культурах символизируются проходом через ворота; открытие «священных ворот» знаменует религиозные праздники. Во многих странах и у многих народов существует обычай: проводить важных и дорогих гостей через украшенные ворота.

Триумфальные ворота (арки). Широко известны ворота:

  • Тита,
  • Септимия Севера,
  • Константина в Риме,
  • Арка Звезды в Париже (совр. площадь де Голля).

Города было принято характеризовать числом ворот в их стенах. Важное место защиты города, и всегда укреплялось особым образом. Ворота, устоявшие в дни жестокой борьбы, становились местом поклонения потомков. Золотыми воротами гордились жители древнего Киева

Основные значения:

  • переход из одного места в другое;
  • граница, разделения миров (находится вне их обоюдного влияния);
  • сообщения между мирами, живыми и мертвыми
  • вход, скрытое за ним пространство, таинственную силу;
  • женственность, женские гениталии, роды;
  • защита Великой Матери.
  • возрождение, вход в новую жизнь;
  • сила, фортификация;
  • стойкость, героизм, упорство, сила защитников;
  • справедливость и мудрость (божественные);
  • слава;
  • война;
  • терпение;
  • рубеж между жизнью и смертью, Добром и Злом.

Разделяет символику:

  • дверей;
  • моста;
  • порога.
00-04-447-000.jpg

См. также:

Архитектура
Строение

Дверь
Проход
Портал
Царские врата

Древний Восток

Согласно вавилонско-ассирийской мифологии, Иштар, вступая в подземный мир, проходит семь ворот…

Египет

Каждые врата Дома Озириса охраняются богиней, и чтобы пройти в них, необходимо знать ее имя.

Согласно Гомеру, в египетских Фивах было семь ворот.

Античность

Городские ворота — ночью крепко запертые, днем раскрытые и полные жизни.

Подобие рынка, агоры (форума) — место встречи кого угодно: от закадычных друзей до врагов, пьяниц и разбойников. Место торга, взимания пошлины за ввозимые товары, обмена денег и суда.

Семивратные Фивы (столица Беотии) в драме Эсхила «Семеро против Фив» каждый из героев штурмует со стороны одних из ворот.

Через Скайские ворота Трои в город был втащен Троянский конь.

В древнем Риме за ворота отвечал бог входа и выхода Янус.

Ветхий Завет

«Отворите мне врата правды; войду в них, прославлю Господа!».
Псалом 117:19
«Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли».
Притчи 31:23

О вратах Иерусалима:

«Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова».
Псалом 86:2

Восхваление обновленного Сиона.

«И будешь называть стены твои спасением и ворота твои — славою».
Исайя 60:18

Ворота Иерусалима были представлены, как «Pars por toto» — лат. «Почет взамен независимости».

Двенадцать ворот Иерусалима:

  • Золотые,
  • Нижние,
  • Гнилые,
  • Ворота Источников,
  • Конские,
  • Восточные,
  • Судейские,
  • Водяные,
  • Эфраима,
  • Рыбные,
  • Стадные
  • Стражи.

Согласно Откровению, у каждых была одна жемчужина, и они всегда были открыты.

Возле каждых ворот находился молитвенный аналой, на камне которого были выбиты названия двенадцати колен Израильских.

О городе Вефиль, где Библейский Иаков увидел во сне лестницу и ангелов «… и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные»[1].

Представления о воротах и в подземное царство, расположенных в глубоких пещерах. Иудейский царь Езекия говорил:

«Я сказал в себе: в преполовение дней моих должен я идти во врата преисподней; я лишен остатка лет моих».
Исайя 38:10

Иудаизм

Эмблема изгнания Адама и Евы из рая.

Символ конца молитвы.

Атрибут пророка Иезекииля.

По обеим сторонам входа в притвор Соломонова храма стояли большие бронзовые колонны.

Христианство

Христианская символика ворот ориентировалась на речение Иисуса:

«Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется…»
Ин 10:9

Церковные ворота, украшенные росписью, резьбой или рельефами, часто иллюстрируют путь достижения спасения, через показ христианских добродетелей и преодолеваемых посредством их пороков.

Могут означать:

  • смерть и уход из земной жизни:
«…воззри на страдание мое от ненавидящих меня, — Ты, Который возносишь меня от врат смерти».
Пс 9:14
  • вход в рай небесный:
«Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные…»
Пс 23:7
«Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их».
Мф 7:13—14 преграду, отделяющую праведников от грешников в день Страшного Суда.

Дева Мария имеет среди своих эпитетов, такие как:

  • Врата Небесные;
  • запертые врата, «замкнутая ограда» — лат. hortus conclusus — непорочность и дественность.

Присутствуют в сценах:

  • изгнания Адама и Евы из райского сада;.
  • сошествия Христа в ад, когда обломки врат ада (преисподней) остались лежать возле Его ног.

Рассказ о Самсоне, который поднимает ворота Газы[2] служит прообразом искупительного подвига Христа, который спасает благочестивых людей доисторического времени, ожидающих своей участи в «преддверии ада» («царстве мертвых»), взламывая засов шеола, что символизирует воскресение.

Страж у ворот рая — архангел Михаил или апостол Петр с ключами.

Гадания

Пенелопа Одиссею:

«Приснились мне ворота — одни из рога, другие из кости слоновой.

Те, что из кости слоновой, несут нам ложь, а вот другие ворожат правдиво».

Гомер «Одиссея»

Психология

Ворота закрытые — тревожное ожидание, страх, стремление защищаться, война.

Ad vocem

  • Воротами название некоторых теснин на водных пространствах, например:
  • пролив Баб-эль-Мандеб,
  • Железные ворота на Дунае,
  • Ворота Моравские — между горами по берегам Одера и Силезскими Бескидами.
  • Русск. о младенце, появившимся на свет в результате кесарева сечения:
«Не из тех ворот, что весь народ».
  • «Твой щит на вратах Цареграда!».
А. С. Пушкин «Песне о вещем Олеге».
  • «Hannibal ante portas!» — лат. «Ганнибал у ворот!».
Призыв римлян после поражения, нанесенного им Карфагеном под Каннами (216 г. до н. э.); стал пословицей, обозначающей крайнюю опасность для страны.
  • «Ворота открыты для всех, и всем сказано, что приглашаются они» («Пан Тадеуш» А. Мицкевича).
  • Супруга Дворецкого говорит Амелии о гетмане Мазепе:
«Сердце его открыто, как проезжие ворота: одни въезжают, другие выезжают»
Ю. Словацкий «Мазепа»
  • «Дверь, конечно, важнейшая составная часть дома. Ее открывают, ее закрывают, в нее стучатся, ее запирают. Она — порог, граница. Когда через нее проходят при входе и выходе, то вступают в другие жизненные условия, в другое состояние сознания, потому что она ведет к другим людям, в другую атмосферу».
Алджернон Блэквуд (1869—1951)
  • «Ты, который всходишь, прощался ли с надеждой, читая надпись на воротах Ада (На эту тему существует незаконченная резьба на скульптуре, выполненной Огюстом Роденом, экспонируемая в музее его имени в Филадельфии)».
«Божественная комедия» Данте
  • «Высокая порта (ворота)» — символ власти турецкого султана.

Иллюстрации

  • Гравюра на меди Людвига Рихтера. 1803—1884 гг.
  • Вход в Святая святых Соломонова храма в Иерусалиме как масонский символ
  • Закрытые ворота в сад роз. Алхимическая аллегория. М. Майер. Аталанта бегущая, 1618 г.

Примечания

  1. Бытие 28: 17
  2. Суд 16:3