Апокалипсис
99-00-113-000.jpg 99-00-482-000.jpg 99-04-434-000.jpg 99-04-435-000.jpg 99-04-436-000.jpg
Греч., откровение.
Последняя книга новозаветного канона, «Откровение Иоанна».
Написан в конце 1 века в русле традиции апокалипсической литературы, восходящей к Даниилу (II в. до н. э.). Церковное предание отождествляет автора с Иоанном Евангелистом.
Сложная и многогранная символика: числа, цвета, драгоценные камни, персонажи (Михаил, ангелы, «зверь», Младенец, «вавилонская блудница» и т. д.), животные (дракон, лев, телец, орел, и т. д.), предметы и проч. Апокалипсис стал символом конца света, сопровождающегося стихийными бедствиями: наводнением, землетрясением и т. д. Способствовала тому, что каждый век проецировал собственную интерпретацию на эту аллегорию. Так, фигура Зверя:
для ранеего христианства — Нерон или Домициан;
в сознании христиан, участвовавших в крестовых походах, олицетворяла ислам;
для католиков времен Реформации — протестантская ересь,
для лютеран — символ папской продажности.
«избавление … от притеснителей посредством неожиданного действия божественной воли». [hsss]
«…Составляет пророческий компендий всемирной и церковной истории, начиная от Неронова гонения на церковь до кончины мира. Цель книги вселить христианам стойкость в вере, приготовить их к предстоящему мученичеству, но в то же время она дает им надежду на торжество царства Мессии над всеми врагами». [bref]
«Вера первых христиан, живших в эпоху гонений, поддерживалась ожиданием неминуемого второго пришествия Христа». [hsss]
Искусство
Последовательность фантастических образов с их часто весьма темным символическим значением — эти авторские «видения» — образует свободный цикл тем; встречающихся в религиозном искусстве со времен Каролингского Возрождения. Их можно видеть в иллюстрированных манускриптах, в скульптуре, витражах и на фресках церквей, а также в графике.
Знаменитая серия из пятнадцати гравюр; созданная Дюрером в конце XVI в., оказала большое влияние на более поздние интерпретации этого сюжета в Северной Европе, особенно во Франции.
Основные темы:
1. Мученичество Иоанна Евангелиста.
В чане с кипящим маслом предваряет цикл Дюрера.
2. Видение семи светильников (Откр. 1:10-16).
Голос велел Иоанну поведать о своем видении семи христианским церквам Малой Азии.
Семь светильников (порой изображаются как алтарные подсвечники), посреди которых восседал «подобный Сыну Человеческому», Его голова и волосы были «белы, как белая волна, как снег; и очи Его — как пламень огненный». В его правой руке семь звезд, «и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч».
Иоанн коленопреклоненный перед видением Христа, обычно восседающего на троне.
3. (4:2-8). Видение Христа на престоле
В другом видении Иоанн созерцал Христа на престоле. Перед ним семь горящих светильников, вокруг:
— четверо животных, напоминающих льва, тельца, человека и орла («Апокалипсические животные», — впоследствии символы евангелистов);
— двадцать четыре старца на тронах, с золотыми венцами на головах и каждый с арфой.
Первоначально — хор ангелов, — символ двенадцати пророков (патриархов) и двенадцать апостолов, то есть Ветхий и Новый Завет.
4. Агнец с книгой (5:6-14).
Агнец, имеющий семь рогов и семь очей, взял у сидящего на престоле книгу (содержащую тайны человеческой судьбы), дабы преломить семь печатей.
Стоит четырьмя ногами на книге, лежащей на коленях у Христа. Часто держит хоругвь Воскресения. Старцы с аренами и чашами с фимиамом поют гимны священному агнцу.
5. Всадники Апокалипсиса (6:1-8).
По преломлении первых четырех печатей появляются «четыре апокалипсических всадника»:
1) «Победоносный» — коронованный ангелом держит лук на белом коне;
2) «Война» — с мечом на рыжем коне;
3) «Голод» — с весами на вороном коне;
4) «Смерть» — «на бледном коне»;
5) «Ад следовал за ним».
Ко времени средневековья первый символизировал Христа и Церковь.
Чаще все четыре — исполнители божественного гнева. Они топчут людей своими копытами.
Ад — разверзнутая пасть Левиафана — поглощает епископа.)
6. Снятие пятой печати (6:9-12).
Видение великомучеников (жертв римского гонения) «под жертвенником».
Ожидают отмщения по снятию пятой печати. Каждому из них даны были белые одежды (дает ангел.)
7. Снятие седьмой печати (6:12-17).
Знаменует день гнева:
солнце почернело,
«луна сделалась как кровь»,
горы и острова «двинулись с мест своих».
Звезды падают с небес на землю — на пап, императоров, простолюдинов.
8. (7:1-8).
Четыре ангела удерживают четыре ветра (великие империи Древнего мира), пока один ставит охранительную «печать Бога живого» на лбы множества христиан.
9. (7:9-17). Поклонение Агнцу
В белых одеждах, держа пальмовые ветви, стоят они перед престолом Агнца и возносят хвалу Богу. Ангелы и апокалипсические животные находятся вокруг престола. «Агнец […] будет пасти их и водить их на живые источники вод». Источник изображается в виде фонтана или четырех потоков (четыре Евангелия), вытекающих из горы, на которой стоит Агнец.
10. (8:1-12). Семь ангелов с трубами
Когда Агнец снял седьмую печать, «сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса». Затем появились семь ангелов с трубами, и когда каждый из них трубил, обрушивались все новые и новые «суды» — град, огонь и кровь полились дождем вниз. И третья часть земли и моря сгорела, третья часть рек была отравлена, и третья часть солнца, луны и звезд померкла.
11. (8:13). Последняя труба
Орел посреди неба, кричащий при звуке последней трубы: «горе» тем. кто на земле. (Слова «Vae, vae, vae» или «Ve, ve, ve» исходят из его клюва.)
12. Пятая труба (9:1-11).
Возвестила о начале падения в бездну и нашествии саранчи, нападающей на каждого, кто не отмечен Божиеи печатью. (У монстров человеческие головы и «хвосты, как у скорпионов».)
13. Шестая труба (9:13-19).
Призвала четырех ангелов смерти и их кавалерию на конях со львиными головами, изрыгающих огонь, хвосты их «подобны змеям» и имеют головы.
14. (10:1-II).
Явился ангел, облаченный в облако, с лицом «как солнце» и ногами «как столпы огненные»; одной ногой он стоит в море, другой на земле. Иоанну приказано взять книгу ангела и съесть «внутренне переварить» божественное послание.
Иоанн, получает книгу или, заглатывает один ее угол. У ангела вместо ног огненные столбы.
15. Седьмая труба (12:1-6).
Возвестила явление небесного храма Бога. Сопровождается землетрясением и громами.
Явилось великое знамение: «жена, облаченная в солнце; под ногами ее луна, и на голове ее венец из двенадцати звезд».
Дракон с семью головами стоял, ожидая пожрать младенца, которого она вот-вот родит, но «восхищено было дитя к Богу».
Имеются сомнения относительно первоначального значения этого видения. В ранние времена женщина, вероятно, символизировала Церковь. Средневековая интерпретация Бонавентуры и других теологов превратила ее в Деву Марию.
16. (12:7-9). Битва Михаила с драконом
«Произошла на небе война». Михаил и его ангелы воевали с драконом и победили его.
Один из центральных образов торжества христианства над дьяволом; можно найти как самостоятельный сюжета — вне цикла. Семь голов дракона символизируют семь смертных грехов.
17. Зверь морской (13:1-10).
О семи головах и десяти рогах, выходит из морской пучины, и люди поклоняются ему.
Каждый его рог увенчан диадемой. Одна из его голов смертельно ранена.
Символизирует Нерона (хорошо известная загадка его числа — 666 — подтверждает это).
Семь голов, вероятно, вереница римских императоров, рога — другие правители.
Одна из голов может изображаться отпадающей, как умершая.
Люди склоняются перед ним на колени, молясь.
Тот, кто отказывается, подвергается казни.
18. (13:11-20).
Второй зверь с рогами как у агнца чудесным образом низвергает огонь с небес и «обольщает живущих на земле» поклоняться первому зверю.
Символ язычества, изображаемый в виде львинообразного монстра с рогами и огнем вокруг него.
19. Видение жатвы мира (14:14-20).
«Грозди винограда». Христос в облаке восседает на престоле; он держит серп и посылает с серпами своих ангелов. Они собирают гроздья и бросают «в великое точило гнева Божия».
Суд избранных и осужденных, грешники, идущие на смерть.
20. Вавилонская блудница (17:3-6).
В образе женщины, облаченной в «порфиру и багряницу» и восседающей на багряном звере о семи головах и десяти рогах. Держит золотую чашу, «наполненную мерзостями». Ангел предсказывает Иоанну ее погибель.
Для писателя, утверждающего, что семь голов зверя — это семь холмов, безусловно, олицетворение Рима.
Для протестантских реформаторов она символизировала папский Рим.
21. (18:21-14).
"И один сильный ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: «С таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его».
22. (19:11-16).
Видение всадника по имени «Верный и Истинный», сидящего на белом коне. «Очи у Него как пламень огненный», меч исходит из его уст, он несет железный жезл, его одежды обагрены кровью.
Христос-воин, облаченный в кровь мучеников, с мечом и скипетром, чтобы править.
23. (20:1-3).
Ангел с ключом от Ада («бездны») и цепью сковал дракона — «Змия древнего» — и низверг его в бездну на тысячу лет.
24. (21:9-27; 22:1-5).
Ангел вознес Иоанна на вершину и показал ему Новый Иерусалим, «который нисходил с неба от Бога».
Построен в виде квадрата с высокими стенами и двадцатью вратами (при каждом ангел) из драгоценных камней и золота. Река жизни течет через него.
Наглядное изображение второго пришествия позже было истолковано как созидание Церкви на земле.
Психология
Судьба мира.
Библиография
Люке, «Versuch einer vollstandigen Einleitung in die Оffcubariing des lohannes» (2-е изд., 3 ч., Бонн, 1848 — 52);
Эвальд, «Johannes А.» (Геттинген, 1862 г.);
Де-Ветте, «Kurze Erklarang der Offenbarung lohannis» (3 изд. Меллера, Лейпциг, 1862);
Дюстердик, «Handbuch tiber die Offenbarung Johannis» (2 изд., Геттинген, 1865);
Фолькмар, «Kommentar zur Offenbarung lohannes» (Цюрих, 1862);
Блек, «Vorlesungen Uber die A.» (Берлин, 1862).