Цербер

Материал из StudioSyndrome
Версия от 14:02, 9 июня 2023; Administrator (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

≈ греч. Кербер /

Ад, место наказания грешников / Сошествие во Ад / Ахиллес / Геркулес / Орфей /

Многоголовый (обычно о трёх головах) и, нередко, со змеиным туловищем пес, сын Тифона и Эхидны, брат Немейского льва, двуглавого пса Орфа, лернейской Гидры, Химеры и фиванский Сфинги (сфинкс). Огромный трехголовый пес, представляющий подземную Троицу, страж порога подземного мира. Оба этих фантастических зверя были персонификацией пугающей неизвестности, которая ждет людей после смерти.

Страж Стикса — границы между миром людей и подземным царством Аида, который никого не выпускал на землю. Он настолько хороший страж, что его бдительность и недоверчивость вошли в пословицу. Лишь единицам удалось его провести (например, Орфею).

«Объект» одиннадцатого подвига Геракла.

На картинке в книге Гафурия «Practica niusicc» Кербер изображн как змей с тремя головами: посредине льва, слева — волка, справа — собаки. Три головы символизируют три аспекта всепоглощающего времени: (настоящее, прошлое, будущее) в которых проявляется на земле неизменная сущность покоящегося в себе бога.

«Лев, сильный и непредсказуемый, символизирует настоящее; волк, который утаскивает свою добычу, — отображение прошлого, которое отнимает у нас воспоминания; собака, которая, повизгивая, крутится вокруг своего хозяина, указывает на будущее, которое непрестанно обманывает нас в наших надеждах».

(Макробиус «Сатурналии» XV в.)

Психология

Три головы Кербера, венчающие его змеиное туловище, соответствуют трем грациям, богиням изящества, образующим женское триединство. То есть страх может стать обворожительным, если он пройдет через змею — еще одно указание на огненную Кундалини, которая также поднимается снизу вверх.

В Кербере нетрудно увидеть обратное триединство и формулу Трисмегиста: «Что внизу, то наверху». Т.о. собака как самое низшее из всех животных приобретает особое значение в мистической символике (Тристан подарил Изольде собачку из страны Авалон, которая отличается такой шелковистой шерсткой и до того нравится рыцарю, что он иногда забывает свою любовную печаль. Языковое соответствие мистической инверсии мы находим в английском языке: «dog» (собака) и «god» (бог).).

Легенда о подвиге Геракла указывает путь, который должен пройти герой, чтобы победить чудовище мистерий собственной души. Трехголовая собака, представляющая подземную Троицу — существо, абсолютно противоположное богу, последний страх, который надо преодолеть мисту. Так Вергилий и Данте в самой глубине ада обнаруживают трехголовое чудище, и лишь после этого начинается их восхождение в более высокие сферы.

Геракл стремится к бессмертию и хочет тем самым преодолеть время, символизируемое головами Кербера.. Однако время нельзя победить силой оружия, поэтому Анд и поставил условие, чтобы Геракл сумел взять верх над псом только за счет своих собственных возможностей. Таким образом, он опускается в свое подсознание, соответствующее в индийской мифологии открытию третьего глаза.

Яд Кербера, приведенного Гераклом из подземелья,- яд фантастического, иррационального, и если в легенде слюна Цербера порождает аконит, то сок аконита, содержащий алкалоиды, способен отправить отведавшего его человека в подземное царство.

То, что Геракл отвел пса обратно, означает, что разовое преодоление границы сознанием и бессознательного не устраняет её вообще. Скорее следует считать, что уход в мир иррациональных сил может быть столь же смертельным, как и застывание в структурах реальности. Путь к бессмертию ведет через оба этих мира.

Искусство

Почти во всех изображениях царства Аида присутствует Кербер. Он охраняет вход в Ад как в классических, так и в христианских темах.

Известно почти девяносто ваз с изображениями Геракла и Кербера.

Иногда Цербер является атрибутом Орфея.

Библиография

Mänfred Lurker: Hund and Wolf in ihrer BeziehungzumTode, 1909

H. Scholz: Der Hund in der griechisch-itimischen Magic und Religion, Diss. Berlin 1937

F. Kretschmar: Hundeslammvater und Kerberos, Stuttgart 1938