Мидас
→ Аполлон / Суд Мидаса
Midas Roi légendaire célèbre par sa richesse et ses oreilles d'âne. 1887 Voir Tête de Midas. 1905 Roi légendaire célèbre par sa richesse et ses oreilles d'âne.
[ghhe]
Греч. Царь Фригии, одаренный Бахусом в ответ на благодеяние, совершенное им по отношению к Силену («Мет.», 11:100-145). Мидас возжелал, чтобы все, к чему он прикасается превращалось в золото, но вскоре осознал всю опрометчивость своего желания. Сжалившись над ним Бахус велел ему искупаться в источнике Пактол (Эта река считалась источником богатства царей Лидии, последним из которых был царь Крез), ставшем с той поры золотоносным.
Мидас изображается стоящим на коленях перед Бахусом или умывающимся в реке, рядом спит пьяный Силен; бог реки наклоняет свою урну (Пуссен, музей Метрополитен, Нью-Йорк).
Получил от Аполлона ослиные уши за оскорбление бога.
Аполлон и Пан («Мет.», 11:146-193) Судьей в этом состязании был бог гор Тмол. Согласно другой версии, соревнование судили Мидас и музы. Он также состязался в искусстве игры на лире во Фригии с Паном и также победил. Жертвой этого поединка стал царь Мидас, у которого выросли ослиные уши, — так наказал его Аполлон за то, что Мидасу больше понравилась игра Пана.
МНМ
- Мида́с — греч. Midas
В греческой мифологии сын Гордия, царь Фригии, славившийся своим богатством (Herodot. VIII 138). Еще ребенку М. муравьи таскали пшеничные зерна, предвещая будущее богатство (Цицерон, «О прорицании» I 36). Когда к М. привели связанного Силена, который сбился с пути во время шествия Диониса, царь радушно его принял, беседовал с ним и через десять дней возвратил Дионису (Ael. Var. hist. III 18 со ссылкой на Феопомпа). Вариант: М. сам поймал Силена, подмешав вино в воду источника, из которого тот пил (Paus. I 4, 5; Xenoph. Anab. I 2, 13). В награду за освобождение Силена Дионис предложил М. исполнить любое его пожелание. М. пожелал, чтобы всё, к чему он прикоснётся, превращалось в золото. Но в золото стала превращаться пища, что грозило М. голодной смертью, и он взмолился богу, чтобы тот снял чары. Дионис приказал М. искупаться в источнике Пактол, отчего источник стал золотоносным, а М. избавился от своего дара.
М. был судьёй на музыкальном состязании между Аполлоном и Паном (вариант: Марсием, Hyg. Fab. 191) и признал Аполлона побеждённым. Вариант: судьёй был Тмол, который присудил первенство Аполлону, а М. предпочёл Пана. За это Аполлон наделил М. ослиными ушами, которые царю приходилось прятать под фригийской шапочкой. Цирюльник М., увидев уши и мучаясь тайной, которую никому не мог рассказать, вырыл ямку в земле и шепнул туда: «У царя Мидаса ослиные уши!»,- и засыпал ямку. На этом месте вырос тростник, который прошелестел о тайне всему свету (Ovid. Met. XI 85-193). Возможно, M. почитался первоначально как спутник Диониса (или Кибелы, Diod. III 58) и миф об ослиных ушах связан с пережитками тотемизма. Вариант мифа о богатстве М. отражает представления греков о золотых сокровищах Малой Азии.
M. H. Ботвинник
Литература
- Одноимённая статья в MNME
Примечания и комментарии