Малахит
Египет
В Древнем Египте малахит в первую очередь ценим за его цвет — имевший важное сакральное и ритуальное значение. Поэтому, малахит, добываемый на Синайском полуострове, шёл г.о. на изготовление резных амулетов, камей с сакральными изображениями и разнообразных украшений. К вершинам камнерезного искусства того времени относится, например, малахитовая гемма египетской с головой богини Изнды.
Малахитовый порошок использовался для получения зелёной краски, а также как косметическое средство — для подведения глаз.
Античность
Для древних греков малахит, ценимый благодаря своим цвету и неповторимому рисунку, по-преимуществу отделочный камень, используемый в украшении храмов и залов. Так, например, малахитом были обложены колонны упомянутого выше храма Дианы в Эфесе, впоследствии перенесенные в Константинополь для украшения храма Святой Софии.
Малахит упоминался у Плиния под названием «молохитис», о нём говорится, что камень непрозрачен, плотнее и темнее, чем изумруд, и своё название ведёт от цветка мальвы.
Европа
В средневековой Европе малахит используется преимущественно в магических целях.
Магия
Большой популярностью как амулет или талисман малахит пользовался в средневековой Европе (не последнюю роль в этом сыграла его относительная дешевизна). Наибольшее распространение получил малахит как средство защиты от сглаза. При этом часто и по неизвестной причине его определяют как исключительно детский талисман.
Относительно магического использование малахита наиболее распространены представления о том, что:
- амулет в форме креста способствует облегчению родов;
- кусочек малахита на колыбели отгоняет злых духов, избавляет от тревожных сновидений, делает сон мирным (безмятежным) и крепким;
- малахит, как и бирюза, предохраняет от падения с высоты (всадника, строителя и т. д.)[1] — в ряде районов Германии;
- малахит способен предвещать несчастья и (или) стихийные бедствия в преддверии которых камень раскалывается на части.
Более поздние сведения, почерпнутые из арсенала оперативной магии, указывают, что наибольшей силы достигает малахитовый талисман на котором гравируется изображение солнца. По свидетельству Боэция де Боодта[2] такой талисман — могущественное средство против колдовства, злых духов и укусов ядовитых змей (и насекомых ?). Специфика солнца как символа позволяет предполагать наибольшую эффективность такого талисмана в отношении чар, накладываемых ночью, некромантии и заклинаний ведьм.
К экзотическим можно отнести легендарные представления о способности малахита наделить человека невидимостью (неизвестным мне способом) или пониманием языка животных для чего следует пить из малахитовой чаши.
Искусство
Блистательная эпоха в истории обработки малахита и камнерезного искусства начинается с открытием в кон. XVIII-нач. XIX вв. (1635 г.). Гумешевского и Меднорудянского месторождений на Урале. Пожалуй, нигде и никогда более не добывался малахит такого качества и в таких количествах; нигде и никогда более не создавались столь искусные изделия из него. Первоначально начинается изготовление небольших предметов и украшений (серьги, броши, табакерки, вставки в кольца, запонки, пуговицы и пр.), в которых малахит сочетается с другими, более дорогими самоцветами. С началом добычи крупных глыб сплошного малахита изменяется и ассортимент изделий из малахита. Открытие уральских месторождений совпало по времени со строительством новой российской столицы Российского государства и это вызвало к жизни моду на использование малахита не только в качестве украшения, но также для декорирования мебели и в убранстве помещений. Созданию крупных изделий способствовали как добыча массивных кусков малахита, так и техника «русской (малахитовой) мозаики», выработанная в конце XVIII века уральскими резчиками. При изготовлении изделия в этой технике кусок разрезается на тонкие (до 1 мм) пластинки, раскладываемые так, чтобы образовывался сплошной узор. Полученную «каменную фанеру» с помощью специальной мастики закрепляют на основе из мягкого камня (мрамора, сланца и т. д.) или металла и полируют. При высоком мастерстве резчика рисунок бывает подобран столь тщательно, что создается впечатление монолитности декорированной таким образом вазы, столешницы или колонны.
В ювелирных изделиях особенно хорошо смотрится в сочетании с серебром.
Из малахитовых «изделий» наиболее известны:
- Малахитовый зал Эрмитажа, отделанный после пожара 1837 г. по рисункам архитектора А. П. Брюлова. В интерьере доминируют монолитные малахитовые колонны и камины с редким по красоте рисунком. На отделку зала пошло 125 пудов (2.000 кг) малахита из Гумешевского месторождения.
- Малахитовые колонны главного алтаря в Исаакиевском соборе расположены по сторонам от царских врат. Каждая из восьми колонн имеет высоту около десяти метров при диаметре в сорок два сантиметра.
- Большая малахитовая ваза с четырехугольным верхом, выполненная по рисунку архитектора И. Гальберга, — прекрасный пример «русской мозаики». Ваза изготовлена на Екатеринбургской гранильной фабрике в 1839—1842 гг. «На ножке малахитовой вазы переплетаются темно-зеленые узоры, напоминающие сердцевину дерева. Они прорезаны черными жилками и обрамлены светло-зеленой каймой. А выпуклые ножки, идущие по низу чаши, собраны так, что рисунок создает впечатление мягкого зеленого плюща».
В бытовом восприятии символику малахита в России во многом определяют литературные произведения П. П. Бажова.
Ad notanda
Малахит исключительно вреден при его обработке: при ранней гибели мастеров говорили, что их «зеленка съела». Возможно в этом причина использования малахита магии как средства против ядовитых существ.
Черновые материалы
В природе встречается г.о. в виде почковидных масс, имеющих концентрическое строение. Благодаря видимым на срезе концентрическим узорам, в старину имел название «павлиний камень».
Месторождения известны в Казахстане, Германии, Румынии, Китае, Австралии. Есть месторождение близ Лиона во Франции. Значительное количество малахита поступает на мировой рынок из Заира и Намибии.
Согласно легендам малахит способен сделать человека невидимым. Пьющий из малахитовой чаши понимает язык животных.
В Индии малахит, положенный в области «третьего глаза» помогает очистить сознание от обид и тревог.
На Руси считался символом исполнения желаний.
Рекомендуется носить рождённым под знаком Тельца, Весов и Львов. Не рекомендуется — Девам и Ракам. Покровитель — Венера.
У многих народов «камень здоровья», оберег от различных напастей.
Камни светлых тонов хороши для лечения сердца и лёгких.
«Аюрведа»:
- наиболее ценятся камни светлых оттенков;
- наложение малахита на Анахата-чакру и «заблокированные» участки тела «растворяет энергетические пробки», открывает каналы для потоков энергии;
- В области солнечного сплетения снимает эмоциональное напряжение, создаёт баланс энергии между сердечной и пупковой чакрами;
Обладая иньской сущностью способен поглощать негативную энергию, создавать в организме физическую и эмоциональную гармонию.
Литотерапия:
- при болезнях сердца, поджелудочной железы, селезёнки;
- активизирует регенерацию, положительно влияет на гипофиз и эпифиз;
- хорошее противорадиационное средство — по мнению некоторых американских целителей;
- благотворно влияет на нервную систему.