Голгофа

Материал из StudioSyndrome
Версия от 14:27, 10 декабря 2020; Administrator (обсуждение | вклад) (а)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

МНМ

Голго́фа — греч. Гolgota < арам. gulgalta, евр. Gulgolet — «череп»
лат. calvarium
pуc. Лобное место

В новозаветном повествовании место распятия Иисуса Христа[1]; расположено в районе пригородных садов и могил, к северо-западу от Иерусалима, за городской стеной. Позорная смерть Христа вне пределов города, рано ставшая символом бездомности, бесприютности христиан, соотносится с ветхозаветными очистительными обрядами при которых тела закланных жертвенных животных удаляли за сакральную границу стана или города[2]. Средневековая иконография часто делала фоном сцены распятия городскую стену Иерусалима.

Что касается самого слова «Голгофа», оно представляет собой просто обозначение холма, круглого, как череп. Христианское богословие связало Голгофу с черепом Адама, провиденциально оказавшимся прямо под крестом, чтобы кровь Христа, стекая на него, телесно омыла Адама и в его лице все человечество от скверны греха (как это с пластической выразительностью изображено, например, на картине Беато Анджелико «Распятие со святыми Николаем и Франциском»).

Голгофа рассматривалась как «пуп земли», сакральный «центр мира». Место жертвы Христа на кресте, сделанном из Древа Жизни; искупление человека, впавшего в грех от Древа Познания.

В иконографии фоном для распятия обычно бывает стена Иерусалима, под Крестом — горка в виде обычных для русской иконописи уступов — лещадок. В горке пещера с костями и Адамовой головой. Иногда Голгофа изображают условно, в виде ступенек, которые сходятся под Крестом.

Паоло Веронезе. Голгофа. Втор. треть XVI в.

См. также:

Иисус Христос

Распятие
Адам
Кровь
Омовение
Центр
Пуп
Древо Жизни
Древо Познания

Череп
Холм
Гора
Стена

Литература

  • Аверинцев С. С. Одноимённая статья в MNME

Примечания и комментарии

  1. Матф. 27,33, Мк. 15, 22, Ио. 19, 17
  2. Ср. Евр. 13, 11-12