Череп
Во многих традициях имеет сложное значение, как средоточие интеллекта, духа, жизненной энергии и части тела, наиболее стойкой к разложению, — символика, лежащая в основе языческого культа черепа в Европе.
Современный символ смерти, по-видимому, средневекового происхождения (не известный в этом значении в античности). Череп со скрещенными костями изображался на пиратском флаге. Основные значения:
|
|
Античность
Атрибут Кроноса (Сатурна) как олицетворения Времени.
Мезоамерика
У майя, наряду со скелетом, — символ бога смерти и подземного мира.
Скелет и череп — знаки шестого дня ацтекского календаря.
Индуизм
Чаша из черепа, наполненная кровью — отречение от жизни; атрибут Кали (Дурги).
Буддизм
В тантризме череп, наполненный кровью, символизирует отречение от жизни.
Эмблема Ямы, бога мертвых, и Тары в её мрачном аспекте.
Христианство
Широко распространено изображение черепа у подножия креста в сцене Распятия как указание на Голгофу («Место черепа», «лобное место»). Эта практика восходит к легенде о том, что распятие Иисуса произошло над могилой Адама. В этом усматривается намек на то, что через крест Господень все люди придут к жизни вечной.
- «Так и написано: „первый человек Адам стал душею живущею“; а последний Адам есть дух животворящий»
- 1 Кор. 15:45
Начиная с эпохи Возрождения череп Адама начинают изображать с перекрещенными костями.
Череп и крест — вечная жизнь после смерти Христа на Голгофе.
Как символ преходящей природы земной жизни служит намеком на бесполезность и суетность (тщета) мирского. При этом вместе с черепом может быть изображена жаба или змея.
Святые и отшельники, пребывающие в молитве (особенно в конце XVI в.) изображаются созерцающими череп и/или держащими его в руке. Размышление о смерти или её мысленное представление рекомендовалось иезуитами как духовное упражнение.
Атрибут:
- раскаивающиеся святые;
- отшельники;
- Мария Магдалина, Св.;
- Павел, Св.;
- Иероним, Св.;
- Франциск Ассизский, Св.;
- Ромуальд, Св..
Алхимия
Вместе с вороном и могилой череп символ «почернения» (нигредо) и умерщвления:
- первая стадия «Малой Работы»,
- принцип «земля к земле» (прах к праху???).
Эмблематика
Как напоминание о быстротечности земной жизни встречается на картинах «Vanitas».
В портретном изображении модели рука, лежащая на черепе, указывает на пиетет изображенного, лавровый венок на черепе говорит о том, что добродетель и слава умершего переживут его.
Атрибут:
- Меланхолии (темпераменты);
- аллегория Старости — старик, рассматривающий череп.
Иллюстрации
- Череп со скрещенными костями, круг и крест, как погребальный символ на надгробном камне.
Литература
Примечания и комментарии