- Предательство (поцелуй) Иуды; Взятие Христа под стражу
- ————
- Мф., 26:47-56; Мк., 14:43-52; Лк., 22:47-53; Ин., 18:1-12
- ————
Эпизод Страстей Христовых, хронологически следующий за Борением в саду. Описан во всех четырех Евангелиях. Имеется различие между повествованием Иоанна и историей, изложенной в синоптических Евангелиях, приводящее к непостоянству в изображении сюжета. Матфей, Марк и Лука указывают, что подошедший ко Христу Иуда поцеловал его, давая знак воинам, что это тот, кого надлежит взять под стражу. Иоанн же о поцелуе не упоминает — по его рассказу Христос сам указал воинам на себя, сказав: «Это Я»; тогда «они отступили назад и пали на землю».
В изображениях этого сюжета обычно представлен момент предательского поцелуя, хотя у художников раннего Возрождения он может соседствовать с падением воинов ниц перед Христом.
Более постоянная формула демонстрирует Иуду в момент предательского поцелуя, он окружен толпой солдат и, возможно, иудейских старейшин. Солдаты вооружены копьями и алебардами, держат поднятыми факелы и фонари. Их командир обматывает Христа веревкой. Иуда несколько ниже ростом Спасителя — правило, идущее от рассказа Бригитты Шведской («Откровение» (XIV в.).
Редкий случай, чтобы не был изображен инцидент с отрубанием уха, у слуги. (Упоминается во всех Евангелиях, но только Иоанн поименно называет его участников). «Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического; раба и отсек ему правое ухо; имя рабу было Малх». В картинах раннего Возрождения оба они стоят друг против друга, и Петр довольно формально и бесстрастно отсекает ухо своему врагу. Позднее они изображаются в более реалистической борьбе, происходящей на земле. Иногда художниками изображается также последовавшее затем излечение уха Христом. Ухо и нож в отдельности присутствуют среди инструментов Страстей.
В этой же сцене порой показывается бегство учеников: «Тогда, оставивши Его, все бежали. Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них». (Мк., 14:50-52). Этот юноша обычно определяется как Марк Евангелист и изображается облаченным в нижнее белье.
Когда Христос со Своими учениками выходил из Гефсиманского сада, перед ним появилась толпа, вооруженная копьями и кольями.
Чтобы защитить Иисуса, Симон Петр вынул свой меч и отсек ухо Малху, первосвященническому рабу. «Но Христос сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал мне Отец?».
|
- Христианская мифология
- Христианская символика
- Страсти Господни
См. также:
- Борение в саду
- Иуда Искариот
- Пётр, Св. апостол
- Ухо
|