Маска

Материал из StudioSyndrome
Версия от 08:23, 15 декабря 2020; Administrator (обсуждение | вклад) (а)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
маски театральные, ~ обрядовые, ~ карнавальные
личина

Masque Le masque représente le plus souvent une partie de tête humaine ou animale terminée par des plumes ou des feuilles.

[ghhe]

Masqué Se dit d'un animal qui a la tête couverte d'un capuchon. 1772 Se dit d'un lion qui a un masque. 1780 Se dit d'un lion qui a un masque. 1864 Se dit d'un lion qui a un masque. 1887 Se dit d'un animal qui a la tête couverte d'un capuchon.

[ghhe]

Маска может иметь как унифицирующее (маскирующее), так и идентифицирующее значения.

Во многих, в том числе и бесписьменных культурах маски выражают присутствие сверхъестественных существ (духов, демонов, богов). Ношение маски — это способ идентификации с тем, что она воплощает: носитель маски, ощущает себя внутренне преображенным, приобретает на время качества представляемого маской существа. Так, древние маски, изображавшие животных служили средством вступления в контакт с духом зверя, на которого готовилась охота, и защитой от его нападения.

Более поздние тотемные маски позволяют членам племени идентифицировать себя с духами и предками. Маска-божество — вместилище или место обитания божества или предка, наделяемая мистической силой, рассматривается как действенное средство защиты (отпугнуть врагов, изгнать демонов, болезни или духов смерти) и сообщения с предками и/или богами. Надевая во время обрядов или ритуальных танцев маски их носители манифестировали присутствие изображаемого существа. В первобытных культурах такое отождествление было полным (маска животного обладала тем же свойством, что и шкура, в которую обряжался маг): тот, кто носит маску, есть тот, чью маску он надевает.

Маски часто «абсолютизировались» и расценивались как самостоятельные объекты культа. Связь масок с миром могущественных существ наделяет её апотропаическим значением. Широко распространена практика использования масок как средства изгнания злых духов.

Наделенная магическим свойством, воинственная маска обеспечивает неуязвимость и придает сверхъестественную силу; простого смертного она превращает в героя. Подтверждением этому служит современный военный мундир, гарантирующий тому, кто его носит, особое положение в обществе.

Маски или мешки на голове используются в африканских, индейских и океанских ритуалах инициации, отмечающих переход от детского состояния к взрослому.

Похоронные маски, передающие внешность покойных, широко используются как средство сохранить черты лица покойного и гарантировать возвращение душ к своим телам — мысль, которая особенно заботила египтян и некоторые другие народы. Разрушение же облика усопшего приговаривает последнего к вечным скитаниям.

Будучи связана с преображением и трансформацией, служит средством сокрытия преобразования, которое должно быть скрытым от взгляда. Эта сокровенность помогает «тому-что-есть» стать «тем-чем-хотелось-бы-быть»; в этом смысле маска похожа на куколку бабочки.

Вкладываемое в маску значение выражается посредством её мимики, материала или особенностей формы (цвет, числа перьев, украшений, орнамента и т. д.). Тесно связана с символикой переодевания (трансвестизма), карнавала и т. п.

Основные значения:

  • защита, сокрытие, тайна, иллюзия, маскировка, скрытность, стыд;
  • анонимность;
  • двойственность, двусмысленность;
  • опознавание;
  • сверхъестественная сила;
  • трансформация;
  • небытие, окоченение смерти.
Бонито Джузеппе. Жанровая сцена с масками. сер. XVIII в.
См. также:
Объекты

Янус
Трансвестизм
Шкура
Карнавал

Горгона
Майя

Африка

Во многих частях Черной Африки и на Меланезийских островах деревянные маски играют значительную роль в ритуале, в том числе и в ритуале тайных союзов. Считается, что они могут передавать свою собственную силу.

Египет

Дверь, распахнутая в Вечность. Образуя верхнюю оболочку, плотно укрывающую тело, представляла собой портрет усопшего и его идеальный слепок-двойник.

Античность

В микенское время умершим накладывались на лицо маски из листового золота[1], вероятно, чтобы скрыть разрушение черт лица[2].

В религиозных обрядах маски представляли (олимпийских) богов и богинь. Наибольшую известность получили обряды, посвященные богу плодородия Дионису. От масок участников празднеств Диониса ведут своё происхождение театральные маски.

Трагические и комические маски олицетворяла типы персонажей в древнегреческой драме. «По сути своей дионисийская маска греческого театра выражает только одну эмоцию — это либо ужас перед лицом судьбы, либо открытая веселость духа, который высмеивает эту судьбу… основным же выражением маски того времени являлась Растерянность. Маска имела целью внушить зрителю ощущение Фатальности, являясь основой античной трагедии».

Маска ужаса — горгийон, символ смертоносной силы Горгоны, часто используемый как декоративный элемент на вооружении и строениях, призван предохранять от неблагоприятных влияний.

Атрибут:

  • Талия — комическая маска;
  • Мельпомена — трагическая.

В античности в Средиземноморье маски были также средством отождествления со «сверхъестественным».

Маски на шлемах римского времени, по-видимому, имели не только функцию защиты: их носители казались окружающим героями.

Китай

Китайские карикатурные маски, высмеивающие человеческие недостатки.

Отпугивающие демонов маски, используются до сих пор, например, в танцах льва и дракона.

Япония

Деревянные маски традиционного японского театра Но в концентрированной форме воспроизводить характеры персонажей (девушек, мужчин, стариков, старух и демонов) и подчеркивают жестикуляцию актеров.

Имеют цветовой символизм:

  • красный — достоинство,
  • белый — продажность,
  • чёрный — подлость.

Мезоамерика

Золотые маски инков олицетворяют собой Солнце.

Как самостоятельные объекты культа рассматриваются отшлифованные зеленокаменные маски теотиуаканской (Мексика).

Северная Америка

Члены ирокезской касты Фальшивых Лиц — общество профессиональных изгонятелей духов болезней; надевали маски, символизирующие мрачного брата-близнеца Творца мира.

Шаман племени сиу, надевший божественную маску, полностью идентифицируется с Духом, который эта маска воплощает. Его походка, голос, жесты модифицируются магической силой, скрывающейся в маске. Каждый её элемент наделён особым смыслом. Космос здесь представлен цветами:

  • Север — желтый;
  • Юг — красный;
  • Запад — голубой;
  • Восток — белый;
  • Зенит — радуга;
  • Надир — черный.

Австралия и Океания

Маски австралийских аборигенов, называемые «душа зарослей», идентифицируют того, кто её носит, с силой представленного ею растения, животного или птицы.

Фрэзер отметил некоторые весьма своеобразные типы масок, используемых в церемониях инициации ряда океанических народов: юноши завязывают глаза, одевают на лицо склеенные или керамические маски и притворяются, что не слышат приказы, выкрикиваемые их старейшинами. Но они постепенно «приходят в себя», на следующий день умываются, счищают краску, покрывавшую их лица (а также тела), и их посвящение на этом совершилось[3].

Индуизм

Майя, иллюзия существующего мира, является Маской Бога.

Маски из папье-маше или ткани, вышитой золотом (упоминаемые в Рамаяне), вкупе с гримированными лицами актеров Катакали и экспрессивными движениями танцоров символизируют силу (универсальную власть) демонического существа, или доброту благосклонных богов.

Эмблематика

Атрибут:

  • персонифицированного Обмана;
  • персонифицированной Лжи (пороки) см. Геркулес;
  • персонифицированной Ночи — даёт укрытие пороку;
  • Мельпомена (муза трагедии).

Маска

  • Эта личина никого не обманет.
Символ обмана, который очень искусно скрыт. Под внешней красотой часто скрывается уродство.
EMSI 29-6, с.224

Психология

Persona — тот идеальный образ Я, который желают внушить другим и который, таким образом, и слывет нашим истинным Я.

В то же время играет роль защиты и наделяет анонимностью, благоприятной для избавления от подавленности и страха.

Эффективное средство перевоплощений, и, в более широком смысле, трансформации самой личности. Благодаря своей способности преображать реальность по воле воображения, маска служит опорой для проекции[4], а выбор этого притворства уходит корнями в глубины бессознательного.

Выбор предпочитаемого типа личности, наиболее желанной маски со всеми предполагаемыми ею переменами и освобождением, обнаруживает также скрытые тенденции человеческой психики, не имеющие возможности проявиться в повседневной жизни.

Маска (просто как лицо) служит выражением солнечных и энергетических аспектов жизненного процесса.

Живое лицо, которое преображают макияж, прическа (парик), пластическая операция — аналог маски, обнаруживающий желание нравиться и соблазнять. Бодлер описывает следующий арсенал масок у женщин (очаровательные формы, создающие впечатление красоты):

  • скептический,
  • скучающий,
  • легкомысленный вид,
  • циничная наружность,
  • равнодушие,
  • погруженность в себя,
  • вид властный,
  • решительный,
  • злая наружность,
  • вид болезненный,
  • вид кошачий,
  • ребяческий,
  • беспечный и насмешливый одновременно.

Маски, хранящиеся в священных местах, олицетворяют сверхъестественные силы тех божеств, которых они представляют.

В местах, не носящих сакрального характера, они символизируют внутренние качества, обычно скрытые за внешней стороной личности.

Маски зверей и птиц означают восстановление сообщения с животными и птицами, обретение райского состояния. Кроме того, они олицетворяют инстинктивную мудрость зверей, которой человек может научиться, а также звериную природу человека, с которой ему приходится считаться.

Ad vocem

«…маски передают некое послание, содержат в себе безличное, неосязаемое значение, которое открывается внезапно, как невольное признание… обнаруживая истинные влечения, настоящие притязания; смутное, дикое, безмерное восприятие чего-то такого, что мы не способны распознать, а вот это безглазое лицо, в отличие от нас,— кажется, видит внутри себя самого, в глубинах самой жизни».

Черновые материалы

«Выражение комической маски жизнерадостно. Она представляет собой образ перевернутого мира. Дикий ужас перед лицом Рока сменяется грубой, насмешливой иронией, вот две маски, в которых заключена тайна бытия. Восточные же маски выражают поверхностные аспекты человеческой природы, иллюзорные представления, усвоенные человеком…»

По Циммеру, Шива создал чудовище с головой льва и маленьким телом, обладающее ненасытным аппетитом. И когда это создание требует от своего творца жертвы для поглощения, Бог говорит, чтобы он ел своё собственное тело, которое, когда чудовище сделало это, уменьшилось просто до его маски. Существует китайский символ — «маска великана-людоеда» — происхождение, которого, по-видимому, аналогично.

Иллюстрации

Железная маска (бамбара) Ритуальная маска (бамбара) Ритуальная маска (бамбара) Маска. Племя Эдо Маска для культа Беду. XIX в. Алеутская маска смерти. Одевая эту маску во время ритуала встречи со смертью, жрец помогал восприятию её как преходящего момента в бесконечном процессе перемен.[dkes] 00-03-476-000.jpg 00-04-167-000.jpg 00-04-243-000.jpg 00-04-424-000.jpg 00-04-476-000.jpg 00-04-523-000.jpg 00-04-525-000.jpg

  • Маска Митры — персидский образ Солнца

Примечания и комментарии

  1. Известна, например, «маска Агамемнона»
  2. Подобный этот обычай обнаруживается также в Гальштатской культуре, что подтверждается, например, раскопками могильных курганов Гросс-Клайна (Штирия).
  3. Керл — 21
  4. Проекция — психологический механизм, заключающийся в бессознательном приписывании субъектом имеющихся у него самого не осознаваемых им мыслей, переживаний, черт и мотивов другим людям.