Бинарность

Материал из StudioSyndrome
Версия от 23:13, 16 декабря 2020; Administrator (обсуждение | вклад) (а)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Дуалистические символы

+ Бинарность / Бинарный /www/

≈ Дуализм / двойственность

Основная характеристика всех природных процессов, поскольку они содержат в себе две противоположные фазы или стороны.

При усложненном подходе двойственность представляет собой систему, основанную на взаимоуравновешенных силах противоположных полюсов.

Фазы, или стороны, могут быть симметричными (т.е. одинакового размера и силы) либо ассиметричными, последовательными, одновременными.

Примерами двойственных последовательных фаз:

день и ночь,

зима и лето,

прибывание и убывание (луны),

жизнь и смерть,

систола и диастола,

вдох и выдох,

молодость и старость.

Примеры двойственности, которая может быть как последовательной, так и одновременной:

влажный / сухой;

холодный /жаркий;

мужской/женский;

позитивный/ негативный;

солнце/луна;

золото/серебро;

круглый/квадратный;

огонь/вода;

летучий/неподвижный;

духовный/телесный;

брат/сестра и т.д.

Правую и левую руку, соответствующие двум столпам Якин и Бохаз в еврейской традиции и вратам в рай и ад, которые у римлян ассоциировались с Янусом, можно считать воплощением бинарной системы.

Это относится также к Королю и Королеве алхимии (28).

Характер противостояния (одновременный или последовательный) не влияет иа саму природу системы, наиболее полно выразившейся в мифе о Близнецах; в учениях манихеев и гностиков она принимает форму нравственного дуализма, когда зло получает равный статус с добром.

Зло и материя, в соответствии с неопифагорейской доктриной, порождает dyas (двойственность), имеющую женскую природу, описанную в "Гнозисе Юстина" как дуальное сущее, с телом женщины и хвостом змеи. Dyas (как отмечает Диль), жаждущая мщения и находящаяся в вечном поединке с Пневмой, является прототипом таких мифологических героинь как Медея, Ариадна или Изольда (15).

Таинство Двойственности, первопричина любой деятельности, проявляется в любом противостоянии сил: космических, физических или же духовных.

Изначальное сочетание неба и земли присутствует в большинстве культурных традиций как символ первичного противостояния, бинарной сущности жизни (17).

«Извечная дуальность Природы означает, что ни одно явление не может представлять законченной реальности, а лишь одну ее половину. Каждая форма имеет дополняющее ее соответствие: мужчина/женщина; движение/покой; развертывание/свертывание; правый/левый - объединяемые совокупной реальностью. Синтез есть результат соединения тезиса и антитезы. И подлинная реальность - лишь в синтезе» (Шнайдер 50).

В этом причина амбивалентности (противоречивости) многих личностей, стремления к разрушению унитарных аспектов вещей, даже если это стремление становится источником страданий.

Еще до Фрейда: «Равновесие Человека состоит из двух тенденций - к смерти и к жизни. Следовательно, желание смерти так же естественно и так же духовно, как жизнь или любовный порыв. Интеграция этих символов в сложной системе соответствий достигает своего совершенства на Востоке, где космические аллегории (такие, как Колесо Превращений, диск Ян-Инь, Шри-Янтра и др.) являются сильнейшими графическими выражениями понятий противоречия и синтеза. Основные элементы таких противопоставлений - позитивные начала (мужское, ясное, активное) и противостоящие им негативные начала (женское, темное, пассивное); в психологическом аспекте они представляют собой соответственно сознательную и бессознательную стороны личности: а в аспекте человеческой судьбы они соотносятся с инволюцией и эволюцией» (Э. Леви 25).

Следовательно, эти символические образы не столько выражают двойственность охватываемых ими сил, сколько дополняют охватывающую их бинарную систему.

Индуистское учение утверждает, что Брахма есть сущий и не сущий, реальность и нереальность. "Упанишады" дают динамическое определение синтеза как: "то, что в движении, и в то же время неподвижно". Шнайдер объясняет этот парадокс, предположив, что в мистических системах антитеза является дополнением, а не отрицанием (50).

Думается, подобным образом следует интерпретировать слова Лао-цзы: "Он, знающий свою мужественность и хранящий свою женственность, есть первичный хаос мира" (58).

В то же время, тенденция противоположностей к синтезу всегда сопровождается потрясениями и страданиями, до тех пор, пока она окончательно не разрешается с помощью сверхъестественных сил. Таким образом, шаг от тезиса к противоречию - болезнен, а следующий шаг от противоречия к экстатическому разрешению - трудно осуществим.

Символы Центра: голубая роза, золотой цветок, выход из лабиринта - все это, возможно, намеки на встречу и соединение сознательного и бессознательного, подобно союзу влюбленного и любимого.

Такие метафоры, как: "Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком} и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их " (Исайя XI, 6) предсказывают конечный приход Небесного Иерусалима (25), где бинарный cnHfff не будет больше ни дуалистическим разделением или различием, ни равновесием противоположных сил, но ассимиляцией низшего высшим, темноты светом.

Символика вознесения или восхождения намекает не только на возможность лучшей жизни для избранных (святого или обращенного, героя или мыслителя), но также и на первичную фундаментальную тенденцию космоса – стремление к очищению - из грязи к слезам, от свинца к золоту. Ритмически неоднородное движение все же не меняет своей направленности.

Концепция индуизма содержит не только надежду на Нирвану, но и уроки майя, или иллюзии. ВмИЩ?-' (мире явлений) противоположности сводят друг друга на нет, будучи взаимоуравновешенными в бесконечном взаимодействии и превращении сущего - чередовании творения и разрушения (60). Так, богиня Кали, чьи ритуалы требуют человеческих жертвоприношений - пример символического равновесия, превосходящего простую дуалистичность противостоящих сил. Моральный уровень любой религии фактически может быть измерен ее способностью показать, посредством догматов и образов, как преодолевается дуализм. В одном из наиболее ярких поэтических мифов, отразивших стремление к космическому единению, сказано, что солнце и луна должны объединиться, т.к. они были созданы как единое целое (17). [КЕРЛОТ] .