Фома Аквинский, Св.

Материал из StudioSyndrome
Версия от 22:32, 17 декабря 2020; Administrator (обсуждение | вклад) (а)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Ок. 1225—1274 гг.

Средневековый теолог, известный как «ангельский доктор».

Еще в детстве был направлен в бенедиктинскую школу в Монте-Кассино, но позднее уехал в Неаполь, где наперекор сильному сопротивлению своей семьи примкнул к ордену Св. Доминика. «Золотая легенда» рассказывает о том, как его семья, в попытке удержать его от религиозных устремлений, «положила в его комнате молодую девицу… и тотчас он схватил огненную головешку и выгнал девицу вон». Затем его посетили два ангела, принесшие ему пояс невинности и «никогда с тех пор он не чувствовал терзаний своего тела».

В то время Фома, как казалось, отличался неуклюжестью и мрачным характером, за что товарищи прозвали его «тупым быком». Однако его наставник, человек более чуткий, заявил: «Вы, конечно, можете называть его тупым быком, но этот бык промычит свое познание на весь мир». Фома на самом деле вскоре стал выдающимся учителем и теологом. Получил степень профессора в Неапольском университете, где преподавал христианскую доктрину и философию Аристотеля. Он думал достичь синтеза между классической аристотелевской философией и христианской мыслью.

Он посвятил свою преподаванию, литературному труду и в деятельности на благо Церкви. Его основное произведение «Summa Theologiae» до сих пор является основой для большей части римской католической доктрины. Фома Аквинский был назван «самым святым из ученых и самым ученым из святых». Его литературные труды во многом стали основой доктрины католической церкви.

Вокруг его имени возникло множество ставших популярными легенд, некоторые из которых проникли в искусство. Рассказывали, что Фома однажды Фома посетил Св. Бонавентуру, чтобы спросить, из каких книг он почерпнул свое глубочайшее знание Бога, и тот ответил, что оно пришло из страданий и смерти Христа на кресте.

Изображается мужчиной довольно полного (плотного) телосложения в рясе доминиканского (бенедиктинского ???) ордена.

Атрибуты:

  • звезда (солнце) на груди;
  • книга или книги;
  • чаша — как напоминание о его произведениях, посвященных причастию;
  • лилия (иногда);
  • голубь как у Григория Великого (парит у его уха) — знак божественного вдохновения;
  • вол (бык) — по его юношескому прозвищу — «бессловесный вол»;
  • пояс (верности);

Сентенция (среди многих):

  • «Veritatem meditabitur guttur meum et labia mea detestabuntur impium» — лат. — «Истину произносит язык мой, и нечестие — мерзость для уст моих»[1]

Может изображаться

  • в группе со своими тезками — апостолом и Фомой Бекетом,
  • сидящим на троне между Платоном и Аристотелем,
  • попирающим ногами трех еретиков — Ария, Савелия и Аверроэса[2].

В искусстве доминиканского ордена олицетворяет ортодоксальную доктрину и сокрушение ереси.

Повествовательные сюжеты:

  • Искушение Св. Фомы;
  • Изгнание девицы (блудницы) и получение пояса невинности — как и предыдущий сюжет, встречается в раннеренессансной живописи;
  • Посещение Св. Фомой Св. Бонавентуры — Фома изображается в келье Бонавентуры (францисканский монах), который отодвигает занавеску, демонстрируя распятие.
Анджеликo, Фра. Мария со Святыми Домиником и Фомой

См. также:

Святые


Примечания и комментарии

  1. Притч., 8:7. Помещена как цитата в начале его трактата «Summa contra Gentiles» (лат. — «Сумма против язычников»).
  2. Арабский философ XII в. — подвергся особо суровой критике со стороны доминиканцев. Он изображен в аду на фреске в Кампосанто (Пиза).

р