Кали

Материал из StudioSyndrome
Версия от 20:35, 18 декабря 2020; Administrator (обсуждение | вклад) (а)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Ка́ли — др.-инд. Kali — «чёрная»
Каларатри — букв. «ночь времени»

В индуистской мифологии одна из ипостасей Дева, или Дурги, жены Шивы, олицетворение грозного, губительного аспекта его шакти — божественной энергии. Кали изображается:

  • чёрного цвета (по одному из мифов, она появилась на свет из ставшего чёрным от гнева лица Дурги);
  • одетой в шкуру пантеры;
  • вокруг её шеи — ожерелье из черепов; в двух из четырёх своих рук она держит отрубленные головы, а в двух других — меч и жертвенный нож — кхадгу; из её широко разинутого рта свисает длинный язык, окрашенный кровью её жертв. В конце кальпы К. окутывает мир тьмой, содействуя его уничтожению, и в этой своей функции зовётся Каларатри.

Культ Кали восходит к неарийским истокам, связан с кровавыми жертвоприношениями и по своему характеру во многом чужд ортодоксальному индуизму, но он занял центральное место в верованиях разного рода тантристских и шактистских сект. Почитание Кали в качестве истребительницы демонов и могущественной богини-покровительницы особенно распространено в Бенгалии, где находится главный посвящённый ей храм Калигхата, или в английском произношении — Калькутта, давший название бенгальской столице.

00-00-366-000.jpg Ужасающая «Черная Кали». Индия. XIX в.
См. также:
Индийская мифология
Индуистская мифология
Деви
Дурга
Шакти

Шива

Чёрный цвет
Ожерелье
Череп
Голова
Меч
Нож
Язык
Пантера
Шкура

Иллюстрации

Победа Кали
Современная статуя Кали

Черновые материалы

BDGS «Четыре руки Кали — это четыре направления мирового пространства или кругооборот человеческого существования. Кали поднимает четыре свои руки вверх, символизируя завершение всех вещей и своего бесконечного царства, охватывающего все и вся. На языке символов четыре руки всегда означают господство, в этом и суть символа креста».

В дохристианское время культ Кали в Индии привел к тому, что только «Великая мать», мир, материя признавались как единственное начало и конец всего сущего. Отсюда был только шаг к оправданию убийства с целью обогащения. В XVIII и XIX вв. по Индии прокатилась волна убийств, погибли миллионы (!) последователей культа Кали. Именно тогда на сцене появились англичане. Они объявили себя защитниками мира и порядка, а на самом деле завоевали и подчинили себе Индию.

Обычно Кали окружена сонмом женщин, она обучает их магическим искусствам. Эти женщины (дакхими, йогини, бхайрави, шакини) во всех отношениях сильно смахивают на наших ведьм: так же, как и дочь Гималаев Парвати, они живут в горах, и поклонники тантризма стараются там отыскать их след.

На многих изображениях Кали как символ своего божественного происхождения поднимает и держит поднятую вверх руку открытой — для индийцев и для европейских кочевников это все еще напоминание о жесте «не бойся, здесь нет никакой опасности». От этого жеста у нас осталось протягивание правой руки как знак: «у меня нет оружия и я не нанесу тебе вреда».

Другая рука также открыта и указывает вниз — знак того, что богиня все свое благословение низвергает на землю, на своих почитателей.

Литература

  • Гринцер П. А. Одноимённая статья в MNME