Грифон

Материал из StudioSyndrome
Версия от 08:24, 6 декабря 2020; Administrator (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{| class="FCK__ShowTableBorders" width="100%" cellspacing="5" cellpadding="5" border="0" align="center" |- | valign="top" align="left" | :грифон; гриф :...»)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
грифон; гриф
Grupes

Тератоморф с телом льва, головой и передними конечностями (когтями) орла Встречается со II в. до н. э. в Западной Азии, затем на Ближнем Востоке, в Греции и в Европе. Подобно дракону в ряде восточных легенд, охраняет пути к спасению, например, к Древу Жизни.

Основные значения:

  • быстрота, соединенная с силой, хранитель кладов
  • Солнце, небо, золотящийся свет рассвета;
  • объединение свойств орла и льва;
  • сила, уверенность, могущество, власть (солнечная);
  • господство над двумя сферами бытия (в воздухе и на земле);
  • богатство, хранитель сокровищ (Солнца, Индии, Скифии, золота гипербореев);
  • (проницательная) бдительность, возмездие;
  • Север;
  • на Востоке разделяет символику мудрости и просвещения с драконом.
Изображение грифона на рельефе в царском дворце Капара Гудзана, ок 870 г. до н. э. См. также:
Животные
Грифон в геральдике

Гиппогриф

Древний Восток

Имел демоническое значение в Ассирии. Как его типологический проообраз, возможно, выступают ассирийские «карубу» — откуда произошло евр. «херуб», а затем — «херувим» — один из ангельских чинов.

Египет

В образе грифона объединяется львиная форма проявления царя с образом сокола бога Неба Гора.

В Древнем царстве — символ победоносного властителя, шагающего по трепещущим телам своих врагов.

Во времена Птолемеев и Рима в его образе изображаются также боги Солнца Гор и Ра.

Как демоническое существо с крылатым туловищем льва и головой сокола появляется на магических палочках Среднего царства; его изображение, подвешенное перед повозкой, ведет солдата к победе над тифоническими животными.

В поздний период грифон «могущественное животное», символ воздаваемой справедливости.

Античность

В греческой мифологии чудовищные птицы с орлиным клювом и телом льва. Грифоны — «собаки Зевса» — стерегут золото в стране гипербореев, охраняя его от одноглазых аримаспов[1]. Среди сказочных обитателей севера — исседонов, аримаспов, гипербореев, Геродот упоминает и грифонов[2].

Греки полагали, что грифоны были стражами золотых копий скифов.

Грифоны встречаются на памятниках

  • доисторического Крита (XVII—XVI вв. до н. э.),
  • в Спарте (VIII—VII вв. до н. э.).

Их изображения украшают оружие, саркофаги и канделябры; присутствуют в вазописи и на монетах: в основном на монетах из Абдеры и с острова Телос.

Первым о них упоминает Гесиод (если верить античному комментатору его произведений).

Первое дошедшее до нас упоминание принадлежит Геродоту: он пишет, что это чудовища с львиными телами и орлиными крыльями и когтями, которые живут на крайнем севере Азии и охраняют от одноглазых аримаспов месторождения золота.

Эсхил называет Грифонов «птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают».

Более поздние авторы добавляют массу подробностей в описание грифонов:

  • они самые сильные из зверей (за исключением львов и слонов),
  • свои гнезда строят из золота,
  • с героями и богами в конфликты не вступают.

Посвящен:

  • Аполлону — как ездовое солнечное животное;
  • Афине — как олицетворение мудрости;
  • Немезиде — как символ возмездия[3], вращает колесо судьбы.

Иудаизм

Благодаря частому изображению грифоновидных существ в персидском искусстве, символическое животное Персии (четыре Неблагих царства) и противоборствующих сил зороастризма.

Христианство

Образ противоречивого характера:

  • двойственная природа Христа (божественная — птица и человеческая — животное)
  • воскресение из мертвых,
  • папа как духовный и светский владыка
  • зло, дьявол-похитителя душ (уносящий души), преследователи христиан, Антихрист[4].

В ранней христианской иконографии грифоны символизируют силы мщения или препятствие. Начиная с мозарабийских миниатюр, очень распространенный персонаж средневекового церковного искусства. Традиционный мотив в готической церковной скульптуре. С XIV в. — эмблема дуалистической природы Христа. Победитель змея и василиска, воплощающих демонов дьявольского толка. Само вознесение на небо Иисуса Христа символически связывается с грифонами.

Данте[5] описывает как грифоны везут триумфальную колесницу Церкви.

Присутствует на современных монетах Ватикана.

Геральдика

Символизирует объединенные качества орла и льва — бдительность и отвагу (отважная бдительность).

«Грифоны изображаются с туловищем льва, головой орла, длинными ушами и когтистыми орлиными лапами, что должно значить соединение ума и силы».
Бёклер, 1688 г.

Отсутствие крыльев — признак мужского пола.

Эмблематика

Один из символов Высокомерие (лат. superbia), поскольку Александр Великий пытался-де преодолеть границы небес на летящем грифоне.

Психология

Взаимосвязь психической энергии и космических сил[6].

Литература

  • Тахо-Годи A. A. Одноимённая статья в MNME

Иллюстрации

Золотая застёжка со сценой терзания лошади львиным грифоном. III в. до н. э. (?) Навершие в виде грифовой головы с человеческим глазом из Большого Ульского кургана. VI—V вв. до н. э. (?) Грифон. «Символ стремления к схватке». Й. Босхиус, 1702 г. Блэйк Уильям. Данте встречает Беатриче в Раю 00-03-815-000.jpg 00-03-816-000.jpg 00-03-817-000.jpg 00-03-818-000.jpg 00-03-819-000.jpg

Примечания и комментарии

  1. Aeschyl. Prom. 803 след.
  2. Herodot. IV 13
  3. KERL — 8
  4. KERL — 20
  5. «Чистилище», 29:106 и далее
  6. KERL — 4