Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации
Перейти к поиску
- А́ди-будда — санскр. adi-bъddha — «первоначальный будда»
В буддийской мифологии поздней махаяны и ваджраяны персонификация сущности всех будд и бодхисатв. В терминах доктрины трёх тел будды Ади-будда рассматривается как дхармакая. Из Ади-будды эманируют другие будды и бодхисатвы в особой последовательности (прежде всего будды самбхогакаи). Время и место возникновения концепции Ади-будда неизвестны. Попытки видеть в Ади-будде аналогию образа бога монотеистических религий не вполне удовлетворительны. В буддизме Ади-будда считается не создателем вселенной, а символом духовного единства безначально существующего бытия; стремление осознать и описать образ Ади-будда обнаруживается уже на ранних стадиях развития буддизма.
Слово «Ади-будда» встречается впервые в «Манджушринамасангити» (не позднее VII в.), но только в X—XI вв., в связи с распространением доктрины калачакры — «колёса времени»; концепция Ади-будды получила широкое распространение в Индии.
До сегодняшнего дня Ади-будда почитается в Непале и в странах Центральной и Восточной Азии. В Тибете в качестве Ади-будды выступали Самантабхадра (в школе ньингмапа) и Ваджрадхара (в поздних школах), в Китае и в Японии — Вайрочана (или Махавайрочана).
|
См. также:
- Будда
- Трикая
- Калачакра
- Самантабхадра
- Ваджрадхара
- Вайрочана
- Махавайрочана
- Бодхисаттва
|
Литература
- Мялль Л. Э. Одноимённая статья в MNME
- Encyclopaedia of Buddhism, v. l, fasc. 2, Ceylon, 1963, p. 213-19 < MNME
- Guenther H. V., The tantric view of life, Berk — L., 1972 < MNME