Эней
|
См. также: |
→ Троянская война / Эол / Нептун / Дидона /
Троянский принц, спасшийся вместе со своими спутниками из разграбленной греками Трои. После многих скитаний они добрались до Лация в Италии, где и обосновались: считаются легендарными предками римлян. Герой эпической поэмы Вергилия «Энеида» на протяжении которой он подвергается ударам судьбы из-за того, что боги имели противоречивые намерения относительно его будущего. То, что в конечном счете он всегда находил покровительство Юпитера, призвано было подтвердить, что римская империя была основана согласно божественной воле.
Сюжеты из этого произведения использовались художниками как в отдельности, так и для циклов картин (Аббате (цикл), Галерея Эстенсе, Модена). Следующие сюжеты наиболее важные:
Эней спасает своего отца из горящей Трои
- (2:671-729)
- Эней на плечах вынес своего старика отца Анхиза из горящей Трои. С ними были его сын Асканий и жена, которая вскоре отстала и потерялась во мраке.
- Эней спасает своего отца из горящей Трои
- Эней выносит своего отца из горящей Трои («Энеида», 2:671-729).
- Эней — троянский принц, отпрыск младшей царской линии. Оказав мужественное сопротивление грекам, он ночью бежал из горящего городка, неся на плечах своего отца Анхиза и ведя своего сына Аскания; его жена Креуса потерялась в ночи. Как олицетворения сыновней любви эта тема стала самой распространённой в троянском цикле. Старик, которого Эней несет на плечах, сжимает в своих руках семейные реликвии или «домашних богов» (ср. Иаков). Рядом бежит Асканий, иногда за ними следует Креуса. Вергилий описывает как «огонь, касаясь безвредно/ Мальчика мягких волос, у висков разгорается ярко», послеовашие за этим гром и летящая звезда — знак Юпитера, о грядущем величии отрока. Пламя присутствует на нескольких картинах; двое мужчин с изумлением глядят на небо.
(1:125-143)
Юнона, принявшая сторону греков и желавшая уничтожить троянский флот, уговорила Эола выпустить ветры на волю. Несколько кораблей погибло, но Нептун усмирил шторм не допустив гибели всего флота.
(1:314-371)
Венера, мать Энея, являлась ему дважды:
в разгар пожара Трои, чтобы убедить его бежать;
близ Карфагена, чтобы направить его во дворец Дидоны.
Последнее её явление произошло после шторма в море, когда Эней с Ахатом отправился на разведку. Венера предстала перед с луком и стрелами, «девы обличье приняв».
(1:657-722).
Чтобы не было возможности восстановить троянцев и карфагенян друг против друга, Венера вызвала у царицы Дидоны любовь к Энею: она послала Амура, принявшего образ Энея, передать царские дары на пире, устроенном Дидоной в честь троянцев. Пока Дидона обнимала бога любви, тот околдовал ее своими чарами.
Дидона и Эней укрываются от бури
(4:160-172)
Застигнутые во время охоты неожиданно разразившейся бурей, Дидона и Эней отделились от остальной свиты и укрылись в пещере. Здесь Дидона впервые «браком назвала их союз».
(4:362-392)
Влюбленные провели вместе всю зиму, пока Энея не посетил Меркурий, с настоятельным требованием Юпитера тут же отправиться в путь. Эней прощается с возлюбленной — страстные сцены мольбы, упреков, слез. Когда Эней уехал, Дидона сложила во дворце погребальный костер и на нем пронзила себя мечом возлюбленного.
(5)
Новый шторм вынудил Энея вновь причалить к Сицилии. Здесь он отметил годовщину смерти отца, устроив траурные игры: гонки судов, состязания бегунов, кулачные бои, стрельбу из лука и турнир наездников. В живописи эти несколько видов соревнований могут изображаться отдельно. На заднем плане виднеется гробница Анхиза. При этом может присутствовать Венера, умоляющая Нептуна о попутном ветре для предстоящего путешествия троянцев. К римским временам публичные игры перестали быть лишь спортивным состязанием, а превратились в своего рода ритуал; они связывались с ежегодными религиозными праздниками.
Эней и Кумская сивилла; Эней спускается в преисподнюю
(6)
Проплывая у берегов Кампании (итальянское побережье)около Кумы Эней посетил сивиллу и молил ее, чтобы ему ещё раз было разрешено увидеть лицо отца. Защищенный золотой оливковой ветвью и ведомый сивиллой, Эней по тропе спустился в преисподнюю. Художники иллюстрировали эту последовательность эпизодов, порой объединяя их на одной картине. Эней в доспехах, обычно греческих, иногда на нем фригийская шапочка . Его может сопровождать Ахат, хотя Вергилий о нем не говорит. Вместе с сивиллой Эней садится в челн Харона, чтобы переплыть реку Стикс; он либо Сивилла держат масличную ветвь. Они высаживаются на другом берегу у врат Гадеса, охраняемых Цербером. В Тартаре им являются:
Иксион на своем вечно вращающемся огненном колесе;
Титий (коршуны клюют его печень);
Тантал, безуспешно пытающийся дотянуться до плодов.
Среди умерших Эней находит Дидону. На Елисейских полях (Элизиум) он встречает тень отца, который указывает ему на души еще не рожденных потомков — вереницу царей, консулов и императоров, тянущуюся вплоть до дней Вергилия.
(8:102-124).
Достигнув Тибра, троянцы скоро оказались в состоянии войны с враждебными им племенами. Эней поднялся по реке до Паллантея, где заключил союз с царем Эвандром. Энея изображают стоящим на носу судна и передающим оливковую ветвь Палланту, сыну Эвандра. Паллант стоит на берегу со своим войском. На заднем плане видны башни и зубчатые стены города — местоположение будущего Рима.
Черновое
Эней выполняет труднейшие задачи и основывает Рим, но затем готов поменять Рим на любовь, то есть политические задачи дня на мистерии ночи.
МНМ
- Эней
- гр. Aineias
В греческой и римской мифологиях сын Анхиса и Афродиты (рим. Венеры). Рождённый богиней на горе Ида или на берегу Симоента, Эней до пяти лет воспитывался у горных нимф. Эней сначала не принимал участия в обороне Трои и присоединился к троянцам только после того, как был изгнан Ахиллом из родных мест (Ноm. Il. XX 89-96 и 187—194). Имя Эней называется в «Илиаде» среди славнейших троянских героев (XI 56-58), он участвует во многих важных сражениях, хотя в решающих встречах с Диомедом и Ахиллом Эней терпит поражение и избегает гибели только благодаря вмешательству Афродиты, Аполлона и Посейдона (V 297—317, 432—448; XX 79-352); настроенный обычно враждебно к троянцам, Посейдон спасает Энея, так как тому предназначено судьбой сохранить царский род Дардана (XX 302—308; Hymn. Hom. IV 196—199). Этот мотив получил развитие в киклической поэме «Разорение Илиона», где было изображено, как Эней, увидев зловещее предзнаменование в гибели Лаокоона, ушел из Трои ещё до нападения ахейцев; он, по-видимому продолжал царствовать в предгорьях Иды, либо на восточном берегу Геллеспонта, близ города Дардан. В более поздних источниках появился мотив бегства Энея из разоренной Трои. Один из таких вариантов проник не позже рубежа VI—V вв. до н. э. к этрускам и лег в основу мифа о переселении Энея в Италию и основании им Рима. Эта версия, вобравшая в себя в течение нескольких столетий дополнительные эпизоды и местные италийские легенды, стала господствующей к середине I в. до н. э. и получила окончательную обработку у Вергилия в «Энеиде». По Вергилию, в последнюю ночь Трои Эней пытался сражаться с проникшими в город ахейцами, но получил от богов приказ оставить Трою вместе с престарелым Анхисом и малолетним сыном Асканием (Юлом); жена Энея Креуса по воле тех же богов исчезла в самом начале пути из Трои. Захватив с собой священные изображения троянских богов, Эней в сопровождении спутников на 20 кораблях отправляется на поиски новой родины. По пути он попадает во Фракию и Македонию, на Крит и остров Делос, в Лаконию и Аркадию, на острова Ионийского моря и в Эпир, где встречает Андромаху, вышедшую замуж за Елена. Дважды Энея заносит в Сицилию, где умирает Анхис и Эней устраивает на его могиле погребальные игры. Страшная буря, обрушившись на корабли Энея, уничтожает большую их часть, а самого Энея забрасывает в Карфаген. Здесь его гостеприимно встречает царица Дидона, любовь которой надолго задерживает Энея в Карфагене. Когда, наконец, по велению богов Эней отправляется дальше в путь, он достигает италийского города Кумы и, совершая с помощью местной пророчицы — кумской сивиллы нисхождение в царство мёртвых, получает предсказание о своей судьбе и будущем своих потомков. Дальнейший путь ведет Энея в Лаций, где местный царь Латин готов отдать Энею руку своей дочери Лавинии и предоставить место для основания нового города, но для этого Энею приходится вступить в тяжелую борьбу с Турном — вождем местного племени рутулов, также претендующим на руку Лавинии. Эней побеждает в поединке Турна, и троянские божества получают новое пристанище на италийской земле, которая становится преемницей славы троянцев. Если на эолийском побережье М. Азии в VIII—VII вв. до н. э. генеалогия Энея, сына Афродиты, возводившего к тому же своё происхождение со стороны отца к самому Зевсу (Ноm. Il. XX 208—241), отражала династические претензии знатного рода Энеадов (намеки на соперничество между родом Приама и родом Энея встречаются в «Илиаде», XIII 459—461; XX 302—307), то в Риме последних десятилетий I в. до н. э. имя Энея приобрело особую популярность в связи с тем, что потомками его сына Аскания (Юла) считали себя представители рода Юлиев (в том числе Юлий Цезарь и Август). Поскольку между традиционными датами падения Трои (1184 до н. э.) и основания Рима (754 до н. э.) возникал промежуток в несколько столетий, это последнее событие стали приписывать не Энею, а его далёким потомкам, завершающим список царей Альба-Лонги, который якобы был заложен Асканием.
- [В. Н. Ярхо MNME ]