Бран

Материал из StudioSyndrome
Версия от 19:44, 20 декабря 2020; Administrator (обсуждение | вклад) (а)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Бран — ирл. bran — «ворон»
Бендигейдвран, Бран Бендигейд — валлийск. «Бран благословенный»; возможно, первая часть эпитета - искажение валлийского penn, «голова»[1]

В кельтской (ирландской и валлийской) мифологии и эпосе герой.

В ирландской традиции Бран — сын Фебала, персонаж саги «Плавание Брана» (VIII-IX вв.), достигающий потустороннего мира на островах блаженных в океане.

С ирландским Браном идентичен валлийский Бендигейдвран. Валлийский Бран считался сыном Лира (Лера) и правителем Британии. Рассказ о Бране в валлийском повествовании «Четыре ветви Мабиногион»[2] выдаёт в нём эвгемеризированное божество — он переходит моря вброд, переносит своё войско на спине через реку Лиффи и т. д. Считалось, что после смерти Брана его голова служила чудесным талисманом: зарытая в Лондоне, она предохраняла остров от нашествий и бедствий[3]. Вероятно, однако, что слово «голова» было одним из обозначений владыки потустороннего мира. В валлийском варианте сказаний о Бране сообщается о пиршестве на острове Гвалес[4], известном как «гостеприимство Благородной Головы», хозяином которого выступает голова Брана. Возможно, в том же смысле и валлийский Пуйл называется «головой Аннона» - потустороннего мира.

Сходные представления, связанные с головами Ломна, Фергала, сына Майл Дуна, и Финна, имеются и в ирландской традиции. С этими же представлениями сопоставимы галльские скульптуры голов (иногда трёхликих).

Толкуя эпитет «благословенный», позднейшая традиция приписывала Брану утверждение христианства в Британии. Бран стал Св. Бренданом средневековых легенд; считается одним из предков короля Артура.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Кельтская мифология

Острова блаженных
Лер
Мимир
Пуйл
Аннон
Финн
Брендан, Св.
Артур, король

Голова

Литература

  • Шкунаев С. В. Одноимённая статья в MNME

Примечания

  1. Чудесные свойства головы героя — центральный элемент повествований о Бране
  2. Записано в кон. XI в.
  3. Ср. в скандинавской мифологии голову Мимира, которую хранил Один
  4. Одно из обозначений потустороннего мира.