Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации
Перейти к поиску
- Бел; Бол — аккад. < общесемит. Балу — «владыка», «господин»
В аккадской мифологии обозначение некоторых богов, прежде всего Энлиля; затем, со старовавилонского периода, могло быть эпитетом любого бога, с касситского периода — исключительно Мардука (в греч. передаче применительно к Мардуку — Белос); к II-I-му тыс. до н. э. в единый образ «владыки» — Бела сливаются Энлиль и Мардук (в Ассирии — Энлиль и Ашшур). Такое обозначение отдельных богов нарицательными именами было свойственно и др. семитским народам.
В западносемитской мифологии Бел (вариант Бол) имя бога (возникшее под аккадским влиянием), широко почитавшегося в Сирии с конца II-го тыс, до н. э. В Пальмире Бел — верховное божество — владыка мира, глава триады богов (в неё входили также Йарихбол и Аглибом), игравших там (наряду с параллельной, а возможно, тождественной ей, триадой Баалшамем — Малакбел — Аглибол) наиболее заметную роль. Изображения Бела в образе быка или человека с головой быка свидетельствуют о том, что он, очевидно, считался носителем плодоносящей силы. В эллинистический период отождествлялся с Зевсом и Паном. Известны сказания о его борьбе с Тифоном (Йамму). Мифы о Беле, вероятно, восходят к древнейшим о Балу.
Место Бела (также и Баалшамема) в триадах мог занимать бог, именовавшийся «тот, чьё имя благословенно в вечности» (его имя было запретным), культ которого был широко распространён в Пальмире во II—III вв. н. э. и, видимо, сложился как религиозно-этическое учение о божьем милосердии и воздаянии.
Слово «Бел», иногда служило эпитетом пальмирского бога земли Арцу, или Арду ('rsw — «земля»): «Арцубел», то есть «Арцу-владыка». Этот бог, очевидно, ведёт происхождение от арабской богини Руда; возможно, оба они восходят к угаритской Арцай, дочери Балу.
|
См. также:
- Аккадская мифология
- Западносемитская мифология
- Энлиль
- Мардук
- Ашшур
- Йарихбол
- Аглибол
- Баалшамем
- Малакбел
- Зевс
- Пан
- Тифон
- Йамму
- Руда
- Бык
|
Литература
- Афанасьева В. К.; Шифман И. Ш. Одноимённая статья в MNME
Примечания и комментарии