Гера
Основные значения: |
Стауя Юноны. II в. н. э.
См. также: |
→ Эол / Битва богов и титанов / Суд Париса / Происхождение Млечного Пути / Геркулес / Иксион / Сон, Царство Сна / Зевс ≈ Юнона Греч. Верховная богиня Олимпа. Старшая дочь Кроноса и Реи, сестра и супруга Зевса. Защитница женщин, хранительница святости и нерушимости брака, материнства. Она посылает супругам потомство, благословляет мать на рождение ребенка. В Риме отождествляется с Юноной. Атрибуты: гранат (множество его зерен символизировало плодородие) скипетр, увенчанный кукушкой, — эмблема не оправдавшего надежды брака. иногда носит корону или диадему павлин, священный для нее в античную эпоху; пара павлинов везет ее колесницу. Ее роль в мифологии и искусстве — это г.о. роль жены неверного мужа, озабоченной планами мести его многочисленным любовницам. Преследовала возлюбленных и детей Зевса от смертных женщин: Ио, которую Зевс превратил в корову, чтобы уберечь от гнева жены; Геракла; погубила Семелу, мать Диониса. В Троянской войне выступает на стороне ахейцев. Чтобы обеспечить ахейцам победу в Троянской войне, ей пришлось пойти на хитрость — усыпить Зевса. Эмблематика Персонификация Воздуха (элементы) — однажды за ее ослушание была подвешена Зевсом в небе на золотой веревке, с наковальнями на ногах («Илиада», 15:18-21). Литература Гомеровский гимн: Золотронную славлю я Геру, рожденную Реей, Вечноживущих царицу, с лицом красоты необычной, Громкогремящего Зевса родную сестру и супругу Славную. Все на великом Олимпе блаженные боги Благоговейно её наравне почитают с Кронидом. Искусство Изображается в центре олимпийских богов рядом с Зевсом. В сценах любовных похождений Юпитера часто подглядывает за ним или прерывает его любовные утехи. Чтобы очаровать Юпитера, носить волшебный пояс Венеры — делает желанным каждого, кто его надевал. Юнона и павлин. Заключительная сцена в истории с Ио. Стоглазый великан Аргус, поставленный стеречь Ио, был убит Меркурием. В память о нём Юнона поместила его глаза на хвосте своего павлина («Мет.», 1:721 — 724). Художники барокко изображают Аргуса, лежащего мертвым, рядом с ним его пастушеский посох, вокруг рассыпаны его глаза. Амуры подбирают их и передают Юноне, которая располагает их на хвосте павлина.
её изображают в той же обстановке, выходящей из своей колесницы, которую везут павлины. Воздух Юнона и павлин Юнона взлетающая, с кузнечными мехами, подвешенными к её ногам Иксион. Обычно он изображается привязанным к колесу, но его также можно видеть и обнимающим псевдо-Юнону. В последнем сюжете Юпитер и настоящая Юнона со своим павлином взирают на происходящее. Ее атрибутом является ПАВЛИН (см. ниже), который в античную эпоху был священным для нее; пара павлинов везет её колесницу. В аллегориях ЧЕТЫРЕХ ЭЛЕМЕНТОВ она персонифицирует Воздух, поскольку однажды была подвешена в небе на золотой веревке, а к её нбгам были привязаны наковальни — наказание Юпитера за её ослушание («Илиада», 15:18-21). Юнона и павлин. Заключительная сцена в истории с ИО. Стоглазый великан Аргус, которого Юнона послала стеречь Ио, был убит Меркурием. В память об Аргусе Юнона взяла его глаза и поместила их на хвосте своего павлина («Мет.», 1:721 — 724). Художники барокко изображают Аргуса, лежащего мертвым, рядом с ним его пастушеский посох, вокруг рассыпаны его глаза. Амуры подбирают их и передают Юноне, которая располагает их на хвосте павлина.
Юнона (МНМ)
Юнона
- лат. Juno
В римской мифологии богиня брака, материнства, женщин и женской производительной силы (см. рис.). Считалось, что каждая женщина имеет свою Юнону (как каждый мужчина — своего Гения). Супруга Юпитера, отождествлявшаяся с греч. Герой. С завоеванием Римом Италии культ Юноны из италийских городов переместился в Рим, что придало ей новые функции и эпитеты: «царица», Луцина («светлая»), «выводящая ребёнка на свет» («родовспомогательница»), Соспита («вспомоществующая»), воинственная Популона и Куритис, изображающаяся на боевой колеснице, в козьей шкуре, с щитом и копьём; Календария — богиня начала каждого месяца — календ, Румина («кормилица»), Фульгура («молниемечущая»), Монета («советница»), в храме которой чеканились деньги, Оссипага («дающая скелет зародышу»). Вместе с Юпитером и Минервой входила в Капитолийскую триаду, которой был посвящён храм на Капитолии (Macrob. Sat. VII 16, 27; Dion. Halic. I 50). Культ Юноны осуществлялся гл. обр. матронами; конкубинам прикасаться к её алтарю запрещалось (Aul. Gell. IV 3, 3). Женскими праздниками считались посвящённые Юноне Луцине Матроналии (1 марта) и неясного происхождения Ноны Капротины (7 июля), в последнем участвовали и рабыни, принося совместно со свободными жертву Юноне под священной смоковницей. Она призывалась при заключении браков, ей приносили благодарственные жертвы после родов, а приближавшиеся к её храму не должны были иметь на себе узлы, как затрудняющие роды (Serv. Verg. Aen. IV 518; Ovid. Fast. III 257). Как богиню плодовитости Юнону связывали с Фавном (Macrob. Sat. I 13, 3). В провинциях Юнона отождествлялась с другими богинями, имевшими сходные функции. В философских теориях Юнона отождествлялась с землей или воздухом, лежащим ниже Юпитера-эфира.
- [Е. М. Штаерман MNME ]
- Гера
- геч. Hra
Эпитеты:
- Анфея, Антея - букв. "цветущая" (неспецифический);
В греческой мифологии супруга и сестра Зевса, верховная олимпийская богиня, дочь Кроноса и Реи (Hes. Theog. 453 след.). Её имя, возможно, означает «охранительница», «госпожа» (см. рис.). Брак Г. с братом — рудимент древней кровнородственной семьи. Вместе с остальными детьми Кроноса Г. была проглочена им, а затем, благодаря хитрости Метиды и Зевса, изрыгнута Кроносом. Перед титаномахией мать спрятала Г. у своих родителей, Океана и Тефиды, на краю света; в дальнейшем Г. примиряла их в супружеских ссорах (Hom. Il XIV 301—306). Г. была последней, третьей после Метиды и Фемиды, законной супругой Зевса (Hes. Theog. 921) Однако задолго до их брака у Г. с Зевсом была тайная связь, при этом активную роль играла именно Г. (Ноm. Il XIV 295 след.). Супружество Г. определило ее верховную власть над другими олимпийскими богинями. Но в этом образе усматриваются черты великого женского местного божества доолимпийского периода: самостоятельность и независимость в браке, постоянные ссоры с Зевсом, ревность, гнев Г. преследует незаконные связи Зевса как блюстительница законных брачных устоев моногамной семьи эпохи классической олимпийской мифологии. Известна ее ненависть к Гераклу — сыну Зевса и смертной женщины Алкмены. Г. стала причиной гибели Семелы, родившей Зевсу Диониса (Eur. Bacch 1-42, 88-98) Разгневавшись на Тиресия, она наказывает его слепотой (по другой версии, это делает Афина) (Apollod. III 6, 7), насылает безумие на дочерей царя Пройта, на Ино, бросившуюся в море (I 9, 2) В отместку Зевсу, родившему Афину Палладу, Г. рождает без супруга Гефеста (Hes. Theog. 927 след.) Однако эта ее матриархальная самостоятельность заканчивается неудачей, так как Гефест страшен и уродлив. В гневе Г. сбрасывает его с Олимпа (Hymn. Hom. II 138—140), откуда хромота Гефеста, а также его вражда к Г. которую он хитроумно приковал к трону (Hyg Fab. 166) Древняя связь Г. с хтоническими силами сказалась в том, что она от прикосновения к земле породила чудовище Тифона (Hymn. Hom. II 154—174; по другой версии, Тифон — порождение Геи и Тартара) c пятьюдесятью головами, которое было уничтожено молниями Зевса (Hes. Theog. 853—859) К древним функциям Г. относится ее помощь женщинам во время родов. Она мать богини родов Илифии, которую подослала, чтобы ускорить роды Никиппы, соперницы Алкмены, родившей ничтожного Эврисфея, и умышленно задержала роды Алкмены, то есть рождение Геракла. Однако этот ее поступок привел к неожиданном последствиям: Геракл, вынужденный служить Эврисфею, совершил благодаря этому свои великие подвиги (Ноm. Il. XIX 95-133) и даже Г. в конце концов должна была с ним примириться, отдав ему (уже на Олимпе) в жены свою дочь Гебу.
Архаичность Г. сказывается также в том, что ее сыном считается Арес — один из самых кровавых и стихийных богов. Известен деревянный фетиш Г. на oстрове Самос (Clem. Alex. Protr. IV 46). На зооморфное прошлое Г. указывает ее эпитет у Гомера (Ноm. Il. I 568 след.) и Нонна Панополитанского (Nonn. Dion. 47, 711) — «волоокая», приносимые ей в жертву коровы (Sen. Agam. 352), почитание Г. в Аргосе (Eur. El. 171 след.) в виде коровы. Однако Г. прочно вошла в систему героической мифологии и притом искони греческой, поэтому она — покровительница героев и городов. Она помогает аргонавтам, прежде всего Ясону (Ароll. Rhod. III 55-75), в Троянской воине она — ярая защитница ахейцев и противница троянцев, в лице Париса отдавших предпочтение Афродите в опорах трех богинь (Г. Афродиты, Афины). Она идет даже на хитрость, обольщая Зевса с помощью чудесного пояса Афродиты и усыпляя его в своих объятиях, чтобы дать возможность победить ахейцам. Эта знаменитая любовная сцена Г. и Зевса на одной из вершин Иды (Гаргар) среди благоухающих цветов и трав (Ноm. Il XIV 341—352) есть несомненный аналог древнего крито-микенского «священного брака» Г. и Зевса, который торжественно справлялся в городах Греции, напоминая о величии матриархального женского божества Культ Г. был распространен на материке (особенно в Микенах, Аргосе — храм Герайон, Олимпии) (Paus. V 16, 2) и островах (на Самосе, где был храм Г. Самосской (см. рис.) и ее древний фетиш в виде доски; на Крите, где в Кносе праздновали «священный брак» Г. и Зевса). В римской мифологии Г. отождествляется с Юноной.
Лит.: Кlinz А., Ieros gamos Halle, 1933, Pestallozza U. Boopis potnia Hrn, «Athenaeum», Pavia 1939, fasc 2-3 p. 105-37 Pцtsсher W., Hera und Heros, «Rheinisches Museum», 1961, Bd 104 No 4 eго же, Der Name der Gцttin Hera там же, 1965, Bd 108, No 4.
- [А. А. Тахо-Годи MNME ]