Энлиль

Материал из StudioSyndrome
Версия от 06:49, 26 декабря 2020; Administrator (обсуждение | вклад) (а)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
х́


Основные значения:

00-00-000-000.jpg

См. также:



Одино из главных богов шумеро-аккадского пантеона, покровитель космоса и земли.

Символом его могущества выступал тур.


шумер. Энлиль — «владыка-ветер» (?)
аккад. Эллиль

Один из главных богов шумеро-аккадского пантеона. Энлиль — бог-покровитель Ниппура, древнейшего центра шумерского племенного союза, очень рано стал общешумерским богом. Его имя зафиксировано уже в древнейших пиктографических текстах из Джемдет-Наср (рубеж 4-3 тыс. до н. э.). В списках богов из Фары (26 в. до н. э.) Энлиль занимает второе место после своего отца бога неба Ана, которого он в ряде случаев превосходит [так, в мифе «Энки и Эреду(г)» Энки приезжает за благословением не к Ану, «отцу богов», а к Энлилю]. Главные эпитеты Энлиля:

  • Кур-галь («Великая гора», «Могучий утёс», — главный храм Энлиля в Ниппуре носил название «Экур», то есть «дом Горы»),
  • «владыка всех стран», а также
  • «отец богов» (титул Ана);
  • «владыка, определяющий судьбы»,
  • «господин, чьи слова неизменны».

Термин «энлильство» означает «господство», и этим качеством может обладать любой могущественный бог (так, «энлильство над богами» получают Мардук и Ашшур), отсюда эпитет Энлиля — «Энлиль всех богов». Супруга Энлиля — Нинлиль (его женская параллель), сыновья — его первенец лунный бог Нанна, боги войны Нинурта и Нингирсу (иногда идентифицируются), бог бури (Им?, по другим версиям, он — сын Ана), бог палящего солнца и преисподней Нергал, бог-судьба Намтар (сын Энлиля и владычицы подземного мира Эрешкигаль).

В мифах об Энлиле проявляется его сущность как божества плодородия и жизненных сил, а также необузданной стихийной силы (бог бури, воздуха?). В мифе об Энлиле и Нинлиль Энлиль выступает в качестве умирающего и воскресающего бога. «Старуха города» Нунбаршегуну намерена выдать за Энлиля свою дочь юную Нинлиль, которая поначалу как будто противится этому. Энлиль овладевает Нинлиль в барке на воде и за это изгоняется сонмом «старших богов» в подземный мир. Нинлиль, которая уже носит в чреве его младенца (будущего бога луны Наину), следует за своим супругом. Энлиль трижды меняет свой облик и трижды соединяется со своей женой под видом трёх стражей подземного мира: «стража ворот», «человека подземной реки» и «перевозчика», после чего Нинлиль производит на свет трёх подземных богов, которым суждено жить под землёй.

В гимнах и молитвах к Энлиль его сравнивают с диким быком, с ревущим ветром.

В текстах нередко подчёркивается его злобность по отношению к людям. Так, именно Энлиль, по всей видимости, больше других богов виноват во всемирном потопе (VI таблица эпоса о Гильгамеше). Его постоянно раздражает шум людской жизни, и он насылает на человечество постоянные бедствия — чуму, засуху — засоление и, наконец, снова потоп (эпос об Атрахасисе); Энлиль и Ана богиня Нингаль считает ответственными за гибель города Ура (текст «Плач о разрушении города Ура»). Энлиль гневается и, видимо, собирается покарать Гильгамеша и Энкиду за убийство ими стража кедрового леса Хувавы — неожиданно для героев, поскольку те сами приносят ему голову убитого Хувавы, надеясь, судя по всему, на иную оценку их подвига (текст «Гильгамеш и гора бессмертных»). При этом в образе Энлиль довольно отчётливо выражены и черты носителя культуры, создателя вселенной. Энлиль «забрал себе» (создал) землю, подобно тому как Ан — небо (мифологическая запевка в тексте о Гильгамеше, Энкиду и подземном мире), он создал мотыгу, богов скотоводства Эмеша и Энтена, богинь Лахар и Ашнан (скот и зерно) — вместе с Энки.

Символ Энлиль тот же, что символ Ана, — рогатая тиара, стоящая на священном алтаре.

Литература

  • Афанасьев В. К. Одноимённая статья в MNME