Яйцо мировое

Материал из StudioSyndrome
Версия от 19:01, 11 июля 2021; Administrator (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Яйцо мировое; Яйцо космическое

Основные значения:

  • начало всего сущего.
00-00-000-000.jpg

См. также:



Мифопоэтический символ. Во многих мифопоэтических традициях известен образ мирового яйца, из которого возникает вселенная или некая персонифицированная творческая сила: бог-творец, культурный герой-демиург, иногда — род людской (ср. кит. Пань-гу, фольклорные мотивы рождения человека из яйца и превращения яйца в человека).

Чаще всего встречаются мотивы происхождения из верхней и нижней половинок мирового яйца(или из яйцеобразной хаотической массы) неба и земли или солнца (из желтка); во многих случаях мировое яйцо описывается как золотое, иногда ему присущи и другие атрибуты солнца.

Согласно ведийской космогонии, из мироваго яйца — золотого зародыша (см. Хираньягарбха) возник творец Праджапати, из него же возникает Брахма (ср. также Брахманда); иногда творец Ишвара описывается живущим в мировом яйце на водах (Бхаг.-пур. III 20, 14, след.).

У орфиков известен миф о возникновении из мирового яйца, плавающего в водах, Фанеса, божественного творца, сияющего, как солнце (ср. также синкретический образ Митры-Фанеса, Зевса-Гелиоса-Митры-Фанеса, см. в ст. Митра), или особого бесплотного божества с крыльями.

В египетском мифе солнце возникает из мирового яйца, снесенного птицей «великий Гоготун».

Мировое яйцо, снесенное птицей Фуфунда, дало начало небу у хауса.

Согласно «Калевале» (I), «из яйца, из нижней части, вышла мать земля сырая; из яйца, из верхней части, встал высокий свод небесный…».

В китайской традиции небо и земля слиты воедино как куриное яйцо.

В финском мифе утка сносит яйцо, из которого возникает мир, на колено Вяйнямёйнена, единственного обитателя океана, или на холм среди океана (в русских сказках также известен мотив яйца, уроненного уткой в воду).

В мифах известны примеры, когда с образом мирового яйца связывается временная структура целого (брахман находится в яйце в течение года), а с образами отдельных яиц — более частные членения времени (ср. русскую загадку о годе и его частях: лежит брус через всю Русь, на этом брусе двенадцать гнёзд, в каждом гнезде по четыре яйца, а в каждом яйце по семь цыплят).

Обычно начало творения связывается с тем, что мировое яйцо раскалывается, взрывается, брошенное в небо (ср. обычай свадебного разбивания яйца в северо-западной Африке, осознаваемый как символ взрыва мирового яйца).

В ряде случаев с темой раскалываемого яйца связан бог с функциями громовержца или его отец.

Иногда из мирового яйца рождаются разные воплощения злой силы, в частности змей, смерть.

У племён северо-западной Африки известен мотив нахождения внутри звезды-яйца тройного змея.

В отражающем орфические влияния греческом мифе Кронос оплодотворяет одним семенем два яйца, укрываемые под землёй; из них рождается Тифон.

Ср. распространённое поверье о рождении василиска из яйца.

Характерен сказочный мотив о яйце, в котором спрятана Кощеева смерть.

Космогоническая функция мирового яйца соотносится с важной ролью яиц в ритуалах плодородия. Например, в пасхальной обрядности у восточных славян яйцо не только занимает центральное место в празднике, но и выступает как главный символ.

[В. Н. Топоров MNME ]