Сабдаг
В тибетской мифологии локальные божества, имеющие:
Сабдаг обитают на земле, в пещерах, расселинах на севере и северо-востоке, в домах. В их число входят:
Считалось, что сабдаг оказывают влияние при постройке дома, его ремонте, во время путешествия; они насылают чуму, моровую язву (сабдаг с мордой мыши, крысы, сурка). Враждебность сабдаг нейтрализуется с помощью обрядов, обращённых к сабдаг со свиной и кабаньей мордой (эпидемии, путешествия, эпизоотии) и к «Матери всех сабдаг» («хранительнице дверей земли», «старой матери гневной»). Последняя покрыта восемьюдесятью морщинами, едет верхом на баране, одета в жёлтые одежды. Её небесный аналог — «царица зенита небесный сурок», у которой складки век, носа и рта покрывают нос, рот и подбородок. Её земляной аналог — богиня «чёрная куча взрыхлённой земли» в облике чёрной женщины с серпом в правой руке и мешком, полным болезней, — в левой. Сабдаг холма Марпори, на котором находится Потала (резиденция далай-ламы), считается горный бог Ньянчентханлха. Название сабдаг как земного духа-хозяина (эдзен, гадзын эдзен, «владыка земли» — возможно, калька с тибетского) перешло в мифологию монгольских народов. |
См. также: |
Литература
- Огнева Е. Д. Одноимённая статья в MNME