Ел: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «»)
 
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника)
Строка 8: Строка 8:
  
 
Иногда живущие на земле получают из ела культурные блага. Так, Селий Пира, возвращаясь из ела, принёс однажды водяную мельницу, тем самым облегчил труд людей, которые раньше размалывали зерно ручными мельницами. По одной из версий, в еле протекает священная река. Её воды, лечащие от всех недугов, оживляющие мертвых, проступают на поверхность земли, где их находят ищущие эту реку герои.
 
Иногда живущие на земле получают из ела культурные блага. Так, Селий Пира, возвращаясь из ела, принёс однажды водяную мельницу, тем самым облегчил труд людей, которые раньше размалывали зерно ручными мельницами. По одной из версий, в еле протекает священная река. Её воды, лечащие от всех недугов, оживляющие мертвых, проступают на поверхность земли, где их находят ищущие эту реку герои.
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
+
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]]
  
 
См. также:
 
См. также:
Строка 17: Строка 17:
 
:[[Ешап]]
 
:[[Ешап]]
 
:[[Боткий Ширтка]]
 
:[[Боткий Ширтка]]
:[[Селий Пира]]
+
:Селий Пира
:[[Сеска Солса]]
+
:Сеска Солса
:[[Бятар]]
+
:Бятар
 
----
 
----
 
:[[Запад]]
 
:[[Запад]]
Строка 29: Строка 29:
 
*Далгат У. Б., Героический эпос чеченцев и ингушей. Исследование и тексты, М., 1972
 
*Далгат У. Б., Героический эпос чеченцев и ингушей. Исследование и тексты, М., 1972
 
*«Лоаман Iуиpe», 1965, [No] 1, с. 55-60
 
*«Лоаман Iуиpe», 1965, [No] 1, с. 55-60
[[Категория:Кавказско-иберийская мифология]]
+
[[Категория:Кавказ]]

Текущая версия на 21:39, 3 июня 2023

Ел, эл

В мифологии ингушей и чеченцев подземный мир мёртвых, управляемый богом Ел-да. Согласно ранним представлениям, ел находится на западе. Солнце днём освещает этот свет, а ночью — ел (другой вариант: светилом ела является луна). Умершие ведут в еле земной образ жизни, только работают по ночам, когда к ним приходит солнце. Грешники получают там возмездие согласно одному из древних сказаний, скряга стала в еле собакой, привязанной на цепи.

В сказаниях о нарт-орстхойцах ел находится под землёй, в нём нет солнца, темно и холодно. В ел ведёт спускающаяся от края земли лестница. Охраняет вход, заполненный холодным чёрным туманом, ешап. Как правило, никто из живых попасть в ел не может. Однако способностью проникать в него и возвращаться обратно обладает Боткий Ширтка (или выступающий в некоторых сказаниях его «двойником» Селий Пира), однажды это удалось и героям Сеска Солсе и Бятару.

Иногда живущие на земле получают из ела культурные блага. Так, Селий Пира, возвращаясь из ела, принёс однажды водяную мельницу, тем самым облегчил труд людей, которые раньше размалывали зерно ручными мельницами. По одной из версий, в еле протекает священная река. Её воды, лечащие от всех недугов, оживляющие мертвых, проступают на поверхность земли, где их находят ищущие эту реку герои.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Загробный мир
Нарты

Ел-да
Ешап
Боткий Ширтка
Селий Пира
Сеска Солса
Бятар

Запад
Лестница
Мельница

Литература

  • Мальсагов А. У. Одноимённая статья в MNME
  • Далгат У. Б., Героический эпос чеченцев и ингушей. Исследование и тексты, М., 1972
  • «Лоаман Iуиpe», 1965, [No] 1, с. 55-60