Скотоводство: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «»)
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 7: Строка 7:
 
*свиной праздник — день св. Василия Кесарийского и др.
 
*свиной праздник — день св. Василия Кесарийского и др.
 
Соответственно покровителями скотоводства считаются Свв. Георгий, Николай, Власий: последние предположительно заменили в народной традиции языческого скотьего бога — Волоса. Специальные обряды совершались в связи со случкой, отелом, куплей-продажей, доением, забоем скота, стрижкой овец и т. п. В обрядах, связанных с выпасом скота, особую роль играла мифологизированная фигура пастуха. Магическим путем стремились предохранить скот от болезней, от диких зверей, нечистой силы, особенно домового, ведьмы и др. Сами домашние животные наделялись символическими свойствами — воплощали богатство, плодородие и считались одновременно хтоническими существами (конь, коза и др.), связанными с «тем светом»; использовались как жертвенные животные.
 
Соответственно покровителями скотоводства считаются Свв. Георгий, Николай, Власий: последние предположительно заменили в народной традиции языческого скотьего бога — Волоса. Специальные обряды совершались в связи со случкой, отелом, куплей-продажей, доением, забоем скота, стрижкой овец и т. п. В обрядах, связанных с выпасом скота, особую роль играла мифологизированная фигура пастуха. Магическим путем стремились предохранить скот от болезней, от диких зверей, нечистой силы, особенно домового, ведьмы и др. Сами домашние животные наделялись символическими свойствами — воплощали богатство, плодородие и считались одновременно хтоническими существами (конь, коза и др.), связанными с «тем светом»; использовались как жертвенные животные.
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
+
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]]
  
 
См. также:
 
См. также:
Строка 13: Строка 13:
 
----
 
----
 
:[[Земледелие]]
 
:[[Земледелие]]
:[[Флор и Лавр, Свв.]]
+
:Флор и Лавр, Свв.
:[[Тодор, Св.]]
+
:[[Феодор, Св.|Тодор, Св.]]
 
:[[Власий, Св.]]
 
:[[Власий, Св.]]
:[[Василий Кесарийский, Св.]]
+
:[[Василий Кесарийский|Василий Кесарийский, Св.]]
 
:[[Георгий Каппадокийский, Св.]]
 
:[[Георгий Каппадокийский, Св.]]
 
:[[Николай Мирликийский, Св.]]
 
:[[Николай Мирликийский, Св.]]
:[[Волос]]
+
:[[Велес|Волос]]
 
----
 
----
:[[Пастух]]
+
:[[Пастырь|Пастух]]
 
:[[Конь]]
 
:[[Конь]]
 
:[[Корова]]
 
:[[Корова]]

Текущая версия на 03:46, 6 июня 2023

Основное (после земледелия) традиционное и наиболее ритуализованное занятие славян. Практически все календарные обычаи, связанные с земледелием, включают ритуальные действия, связанные с плодородием и благополучием скота (в том числе кормление ритуальными блюдами и т. п.). К специализированным скотоводческим праздникам относятся:
  • первый выгон скота — на Егорьев день;
  • лошадиный праздник — день Свв. Флора и Лавра, день Св. Тодора у южных славян;
  • коровьи именины — на день св. Власия;
  • свиной праздник — день св. Василия Кесарийского и др.

Соответственно покровителями скотоводства считаются Свв. Георгий, Николай, Власий: последние предположительно заменили в народной традиции языческого скотьего бога — Волоса. Специальные обряды совершались в связи со случкой, отелом, куплей-продажей, доением, забоем скота, стрижкой овец и т. п. В обрядах, связанных с выпасом скота, особую роль играла мифологизированная фигура пастуха. Магическим путем стремились предохранить скот от болезней, от диких зверей, нечистой силы, особенно домового, ведьмы и др. Сами домашние животные наделялись символическими свойствами — воплощали богатство, плодородие и считались одновременно хтоническими существами (конь, коза и др.), связанными с «тем светом»; использовались как жертвенные животные.

00-00-000-000.jpg

См. также:


Земледелие
Флор и Лавр, Свв.
Тодор, Св.
Власий, Св.
Василий Кесарийский, Св.
Георгий Каппадокийский, Св.
Николай Мирликийский, Св.
Волос

Пастух
Конь
Корова
Коза
Коровья Смерть
Опахивание
Жертва
Курбан

Литература

  • В. П. Одноимённая статья в SMES
  • Журавлев А. Ф. Домашний скот в поверьях и магии восточных славян. М., 1994 < SMES