Аполлон: различия между версиями
м (Замена текста — «''фр''» на «фр») |
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-» на «]] [[00-») |
||
Строка 152: | Строка 152: | ||
*воплощение классического греческого духа; | *воплощение классического греческого духа; | ||
*олицетворением рационалистической, культивированной стороны человеческой природы. | *олицетворением рационалистической, культивированной стороны человеческой природы. | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-02-704-000.jpg|200px|Аполлон | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-02-704-000.jpg|200px|Аполлон]] [[00-02-704-000.jpg]] |
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">См. также</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">См. также</font></div>== | ||
:[[Греческая мифология]] | :[[Греческая мифология]] | ||
Строка 313: | Строка 313: | ||
*0. Panigl- Apollos Pylhonkampf und die Delphische 0rik<lgrundung im Spiegel intiker Mythenkritik (Kairo, NF XII/1970) < BDGS | *0. Panigl- Apollos Pylhonkampf und die Delphische 0rik<lgrundung im Spiegel intiker Mythenkritik (Kairo, NF XII/1970) < BDGS | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Иллюстрации</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Иллюстрации</font></div>== | ||
− | [[Файл:00-02-705-000.jpg|200px|Кентавр с Аполлоном и Эскулапом. Роспись из Помпей. I в. н. э. | + | [[Файл:00-02-705-000.jpg|200px|Кентавр с Аполлоном и Эскулапом. Роспись из Помпей. I в. н. э.]] [[00-02-705-000.jpg]] [[Файл:00-02-706-000.jpg|200px|Мастер Вулка. Аполлон. Статуя из святилища Патроначчо в вейях (деталь). 520—500 гг. до н. э.]] [[00-02-706-000.jpg]] [[Файл:00-02-707-000.jpg|200px|Аполлон из Пьомбино. Ок. 475 г. до н. э.]] [[00-02-707-000.jpg]] [[Файл:00-02-707-001.jpg|200px|Аполлон из Пьомбино (фрагмент). Ок. 475 г. до н. э.]] [[00-02-707-001.jpg]] [[Файл:00-02-708-000.jpg|200px|Аполлон с виллы Джулия]] [[00-02-708-000.jpg]] [[Файл:00-02-709-000.jpg|200px|Голова Аполлона]] [[00-02-709-000.jpg]] [[Файл:00-02-711-000.jpg|200px|Аполлон из Пирея. Ок. 520 г. до н. э.]] [[00-02-711-000.jpg]] [[Файл:00-02-712-000.jpg|200px|Аполлон с лирой. Фрагмент римской стенной росписи по греческому образцу. Ок. 50 г. н. э.]] [[00-02-712-000.jpg]] [[Файл:00-02-713-000.jpg|200px|Хусепе да Рибера. Аполлон и Марсий. 1637 г.]] [[00-02-713-000.jpg]] [[Файл:00-03-120-000.jpg|200px|Аполлон, Лето и Артемида]] [[00-03-120-000.jpg]] [[Файл:00-03-186-000.jpg|200px|Симон Вуэ. Аполлон и музы. Втор. четв. XVII в.]] [[00-03-186-000.jpg]] [[Файл:00-03-187-000.jpg|200px|Аполлон и муза. Роспись килика из Вари. Втор. четв. V в. до н. э.]] [[00-03-187-000.jpg]] [[Файл:00-03-210-000.jpg|200px|Кратер из Орвьето с изображением Геракла и аргонавтов. Аполлон и Артемида, убивающие детей Ниобы]] [[00-03-210-000.jpg]] [[Файл:00-03-234-000.jpg|200px|Рафаэль (мастерская). Парнас. Станца делла Сеньятура в Ватикане. 1510—1511 г.]] [[00-03-234-000.jpg]] [[Файл:00-03-242-000.jpg|200px|Фидий и его ученики. Посейдон, Аполлон и Артемида. Деталь восточного фриза Парфенона. 447—432 гг. до н. э.]] [[00-03-242-000.jpg]] [[Файл:00-02-880-000.jpg|200px|Антонио Поллайоло. Аполлон и Дафна. Посл. треть XV в.]] [[00-02-880-000.jpg]] [[Файл:00-02-881-000.jpg|200px|Джан Лоренцо Бернини. Аполлон и Дафна. 1622—1625 гг.]] [[00-02-881-000.jpg]] [[Файл:00-00-377-000.jpg|200px|Дафна, преследуемая аполлоном, превращается в дерево. В. Картари, 1647 г.]] [[00-00-377-000.jpg]] [[Файл:00-00-073-000.jpg|200px|Азам Косма Дамиан. Триумф Аполлона]] [[00-00-073-000.jpg]] [[Файл:00-00-079-000.jpg|200px|Альбани Франческо. Меркурий и Аполлон]] [[00-00-079-000.jpg]] [[Файл:00-03-464-000.jpg|200px| ]] [[00-03-464-000.jpg]] [[Файл:00-04-175-000.jpg|200px| ]] [[00-04-175-000.jpg]] |
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>== | ||
<small><references /></small> | <small><references /></small> | ||
[[Категория:Греческая мифология]] | [[Категория:Греческая мифология]] |
Версия 14:01, 6 июня 2023
В греческой мифологии один из олимпийских богов. Сын Зевса и Лето, брат-близнец Артемиды.Классический образ Аполлона включает в себя архаические и хтонические черты догреческого и малоазийского развития, что порождает разнообразие и двойственность его проявлений:
Место рождения Аполлона — плавучий остров Астерия, принявший Лето, скрывающуюся от гнева ревнивой Геры. С рождением божественных близнецов остров прекратил свои скитания и получил наименование Делос — греч. «являю». Место рождения Аполлона и пальма, под которой Лето разрешилась от бремени, стали священными[2]. Как грозное грозное божество Аполлона, вместе с Артемидой, приносит внезапную смерть старикам[3], иногда они поражают без всякого повода[4], . Ещё совсем юным (на четвертый день, тотчас по рождении) Аполлон тысячью стрел сражает опустошавшего окрестности Дельф змея Пифона[5] и забирает себе его оракула. Вместе с сестрой Аполлон поражает своими стрелами великана Тития[6] и детей Ниобы[7], карая за оскорбления нанесенные ими Лето. Он убивает ковавших молнии Зевсу киклопов[8], участвует в битвах олимпийцев с гигантами[9] и титанами[10]. В Троянской войне Аполлон-стреловержец помогает троянцам: Гнев Аполлона выражается не только в потоке губительных стрел. Победив в музыкальном состязании сатира Марсия, разгневанный его дерзостью Аполлон, сдирает с него кожу[14], а Царя Мидаса, который счел лучшим игроком на лире Пана, Аполлон наградил ослиными ушами[15]. Воинственный характер Аполлона проявился и в его схватке с Гераклом, пытающимся овладеть дельфийским треножником[16], вызвавшей гнев Зевса, который прекращает распрю, метнув свою молнию. Наряду с губительными действиями Аполлону присущи свойства помощника и защитника: В позднее время Аполлон отождествлялся с солнцем[19] во всей полноте его целительных и губительных функций. Соединение в образе Аполлона рациональной ясности и темных стихийных сил подтверждается теснейшими связями Аполлона и Диониса, хотя это божества антагонисты: один по преимуществу бог светлого начала, другой — бог темного и слепого экстаза; но после VII в. до н. э. образы этих богов стали сближаться в Дельфах, им обоим устраивали оргии на Парнасе[20], сам Аполлон нередко почитался как Дионис[21], носил эпитеты Диониса — Плющ и Бакхий[22], участники празднества в честь Аполлона украшали себя плющом (как на Дионисовых празднествах). В (классической) Греции значительна роль Аполлона как бога прорицаний:
Чаще всего говорится, что свои предсказания Aполлон делает по воле и от имени Зевса, но иногда он мыслится «водителем судьбы» — Мойрагетом[27]. Аполлон — пастух (Номий)[28] и охранитель стад[29]. В мифе Аполлон должен за избиение им циклопов известное время служить смертному — ферейскому правителю Адмету, охраняя его скот. Это стадо удалось незаметно увести Гермесу, когда по приказу Зевса коровы были возвращены, примирённые Аполлон и Гермес обменялись подарками: Аполлон получил лиру, а Гермес — кадуцей[30]. Во время этого служения Аполлон не только приумножил стада[31],но и спас вместе с Гераклом от смерти жену царя Алкесту[32]. С мифами о служении Аполлона людям, на которое посылает его Зевс, разгневанный независимым нравом Аполлона, свзана функция последнего как основателя и строителя городов, родоначальника и покровителя племен, «отчего» бога[33]. Так, у схолиаста к тексту Гомера[34] сообщается, что после раскрытия заговора Геры, Посейдона и Аполлона против Зевса (по «Илиаде» вместо Аполлона в нем участвовала Афина) Аполлон и Посейдон в образе смертных служили у троянского царя Лаомедонта и возвели стены Трои, которые затем разрушили, гневаясь на Лаомедонта, не отдавшего им обусловленной платы[35]. Аполлон Мусагет — покровитель певцов и музыкантов, (пред)водитель муз[36], на горе Парнас. Как богу юности, молодые люди, достигнув совершеннолетия, жертвовали ему свои длинные волосы.
Аполлон вступает в многочисленные любовные связи с богинями и смертными женщинами, но чаще других терпит неудачи. Любовь одних он не смог завоевать: Другие были ему неверны: Любимцами Аполлона были и юноши: Гиакинф[42] и Кипарис[43], которые рассматриваются как ипостаси Аполлона.Потомство Аполлона:
В образе Аполлона отразилось своеобразие греческой мифологии в ее историческом развитии. Для архаического Аполлона характерно наличие растительных функций, его близость к земледелию и пастушеству. Он связан с лавром[45], дубом[46]; кипарисом[47], пальмой[48], маслиной[49], плющом[50] и др. растениями. Зооморфизм Аполлона проявляется в его связи и даже полном отождествлении с вороном, лебедем, мышью, волком, бараном: Аполлон Карнейский связан с Карном — демоном плодородия[57]. Матриархальные черты сказываются в постоянном именовании Аполлона по имени матери — Летоид, при отсутствии у него «отчества»[58]. На более поздней ступени архаики Аполлон — охотник и пастух[59]. Характерная для первобытного мышления взаимопронизанность жизни и смерти не миновала и Аполлона; на этой поздней ступени архаики он — демон смерти, убийства, даже освященных ритуалом человеческих жертвоприношений, но он и целитель, отвратитель бед. На стадии олимпийской или героической мифологии в этом мрачном божестве, с его властью над жизнью и смертью, выделяется определенное устойчивое начало, из которого вырастает сильная гармоническая личность великого бога эпохи патриархата. Он помогает людям, научает их мудрости и искусствам, строит им города, охраняет от врагов, вместе с Афиной выступает защитником отцовского права. Зооморфные и растительные его черты становятся лишь рудиментарными атрибутами:
Аполлон прекращает гражданские распри и дает силу народу[65]. О помощи Аполлона грекам в войне с персами доверчиво рассказывает Геродот[66], причем его военная мощь иногда отождествляется с явлениями природы: Аполлон-солнце посылает на врагов стрелы-лучи. Архаические корни Аполлона связаны также с его догреческим малоазийским происхождением, подтверждающимся тем, что в Троянской войне Аполлон защищает троянцев и особенно почитается в Троаде (Хриса, Килла, Тенедос) и самой Трое[67]. С эпохи колонизации греками Малой Азии (с VII в. до н. э.) Аполлон прочно вошел в олимпийский пантеон богов, при этом восприняв от других богов:
Уже у Гомера Зевс, Афина и Аполлон фигурируют как нечто единое и целостное в олимпийской мифологии, хотя Аполлон своим появлением на Олимпе внушает ужас олимпийским богам (ср. его епифанию в I Hymn. Horn.). Но внушительность и грозность Аполлона вполне сочетается с изяществом, изысканностью и красотой юного бога, как его изображают авторы эллинистического периода[68]. Этот классический Аполлон — бог героического времени, которое у греков всегда противопоставлялось предыдущему хтоническому периоду, когда человек был слишком слаб для борьбы с могучими силами природы и не мог еще быть героем. Два величайших героя Геракл и Тесей были связаны с мифологией Аполлона. Если, согласно одним мифам, Аполлон и Геракл сражаются друг с другом за дельфийский треножник[69], то в других они основывают город[70] и даже вместе получают очищение после убийства, находясь в рабском услужении. Под покровительством Аполлона Тесей убивает Минотавра[71] и упорядочивает законы в Афинах, а Орфей усмиряет стихийные силы природы[72]. На почве мифологии Аполлона возник миф о гипербореях и их стране, где под знаком милости Аполлона процветали мораль и искусства[73].
***Культ Аполлона был распространен в Греции повсеместно, храмы с оракулами Аполлона существовали на Делосе, в Дидимах, Кларосе, Абах, на Пелопоннесе и в других местах. Главным центром почитания Аполлона был Дельфийский храм с оракулом, где восседавшая на треножнике жрица Аполлона- пифия давала предсказания. Двусмысленный характер предсказаний, допускавших самое широкое толкование, позволял дельфийской коллегии жрецов воздействовать на всю греческую политику. Большое значение для религии и политики Греции имел посвященный Аполлону дельфийский оракул. Пифия — жрица Аполлона, восседала на треножнике, установленном над трещиной в скале, из которой поднимались одуряющие газы, которые приводили Пифию в состояние экстаза. В этом состоянии она произносила какие-то слова, которые жрецы храма трансформировали в стихотворные ответы на поставленные им вопросы. Последние работы Уоссона и Хофмана об эливсинских мистериях позволяют предположить, что и в этом случае речь идет о психоделических препаратах. Многие из его храмов были в то же время знаменитыми оракулами, так прежде всех Дельфийский, затем в Абах в Фокиде, оракул в Оробии на острове Эвбее, и первоначально не греческие, но принадлежавшие божествам, которых греки отождествили с своим Аполлоном, святилище в Дидиме близ Милета (так называемое святилище бранхидов), в Кларосе (близ Колофона в Ионии) и в Патаре (в Ликии). Во многих его храмах жрицы-глашатаи бога (СИВИЛЛЫ) изрекали пророчества тем, кто к ним обращался. С сивиллами часто советовались по важным государственным делам. Главное святилище Аполлона находилось в Дельфах, месте, где, согласно мифу, он уничтожил Пифона. (Отсюда еще одно его прозвище — Аполлон Дельфийский или Пифийский.) Предсказание свое жрица произносила, восседая на священном треножнике. Там же он учредил в свою честь Пифийские игры, получил в Темпейской долине (Фессалия) очищение от убийства Пифона и был прославлен жителями Дельф в пеане (священном гимне)[74]. В Дельфах совершались празднества в честь Аполлона (теофании, теоксении, Пифийские игры; последние были введены в честь победы Аполлона над Пифоном; по своему блеску и популярности они уступали только Олимпийским играм). Все месяцы года, кроме трех зимних, были посвящены в Дельфах Аполлону. Храм Аполлона на Делосе был религиозно-политическим центром Делосского союза греческих полисов, в нем хранилась казна союза и происходили собрания его членов. Аполлон приобрел значение устроителя-организатора не только в социально-политической жизни Греции, но и в области морали, искусства и религии. В период классики Аполлон понимался прежде всего как бог искусства и художественного вдохновения; подобно Артемиде, Афине Палладе и другим божествам Аполлон эволюционировал в направлении гармонии, упорядоченности и пластического совершенства. Из греческих колоний в Италии культ Аполлона проник в Рим, где этот бог занял одно из первых мест в религии и мифологии. Император Август объявил Аполлона своим патроном и учредил в честь него вековые игры. Храм Аполлона близ Палатина был одним из самых богатых в Риме. Позже Аполлона стали отождествлять с богом-солнцем Гелиосом (Соль), мчащимся на своей колеснице по небу (культ бога-солнца был широко распространен в Римской империи). Римляне рано приняли культ Аполлона, по всей вероятности уже во время господства Тарквиниев, и очевидно культ этот перешел к ним из греческих колоний южной Италии, главным образом из Кум; очень скоро он занял видное место в римской государственной религии. Как и в Греции бога этого чтили в Риме, как источник чистоты, ясности, порядка, в особенности, как бога врачевания недугов, искупления, бога музыки и пророчества; его чтили в многочисленных храмах между которыми особенно замечателен храм, сооруженный на Палатинском холме, Августом, после победы при Акциуме, одержанной им над Антонием и Клеопатрой (31 г. до Р. X.). Даже некоторые северные, в особенности кельтские племена, познакомившись с языком и культурой римлян, стали отождествлять некоторые из своих туземных божеств с греческо-римским Аполлоном, поэтому то и теперь еще в римских надписях, находимых в местностях, когда то населенных галлами и германцами, встречается имя Аполлон с варварскими прозваниями, как напр. Belenns, Grannus и др. Известны сотни имен Аполлона из которых наиболее употребимы:
Изображается в образе стройного юноши, безбородым, с тонкими (иногда женственными) чертами лица. Длинные волосы ниспадают на плечи или собраны вверху в узел. Обыкновенно представлен нагим или в одной только наброшенной на плечи короткой хламиде. Как предводитель муз или кифаред может быть облачён в длинную тунику. Как солнечный бог может быть окружён ореолом. Атрибуты:
|
00-02-704-000.jpg
|
Алхимия
В алхимических текстах и изображениях образ Аполлона встречается как символическое представление Солнца[87].
Эмблематика
[EMSY,128,154,192,193,217,222,231,139,247,252,263,281,282,300,338,442,444,454,717,726,749]
Аполлонов таган [EMSY,222]
Образное представление языческой легенды о боге Аполлоне и знаменитой своей скромностью девственнице Дафне, в которую он безнадежно влюбился.
- Она попыталась убежать от него и сохранить свою невинность, но на берегу реки Аполлон догнал ее и уже был готов схватить. Тогда она стала умолять богов о спасении, и в ответ на ее просьбу боги превратили ее в лавровое деревце. Лавр считается самым целомудренным из всех деревьев, поскольку его невозможно испортить ни сильной жарой, ни холодом, — оно всегда остается цветущим и чистым. символ также напоминает, что нам следует уделять больше внимание чистоте и целомудрию, в таком случае мы всегда сможем рассчитывать на божественную помощь и поддержку, если наши молитвы об этом будут искренними.
- EMSI 39-2, с.270
Образное представление языческой легенды об Аполлоне и Левкое, которая, потеряв свою девственность из-за Аполлона, была немедленно погребена по приказу своего отца (который не смог выдержать подобного позора) в наказание за свое преступление.
- На примере этой легенды видно, к каким печальным последствиям может привести потакание своей беззаконной любви. Несмотря на все это, Аполлон пожалел ее и превратил в благовонное дерево, которое выросло из ее головы. Значение всей этой легенды сводится, в действительности, к тому, что отец легендарной Левкои — царь Персии Оркам — распространил в своем царстве благовонное дерево под названием Левкоя. Из этого растения приготовлялись ароматические снадобья, которые широко применялось в медицине, изобретателем которых считался Аполлон. Предание гласит, что Левкоя, поступившись ради Аполлона своим целомудрием, приобрела ненависть Клите — подсолнечника, который так же, как и Левкоя, обожает солнце, и поэтому убивает это благовонное дерево. (См. рис. 10.)
- EMSI 39-4, с.271
Представление языческой легенды о боге Аполлоне и нимфе Клите, которую охватил ужас и ненависть, когда она узнала о любви Левкои к ее отцу.
- Аполлон, в свою очередь, презирает и ненавидит за это нимфу. Клита в конечном счете превращается в цветок подсолнечника, сохраняя свою любовь к солнцу-Аполлону. Этот символ напоминает нам о том, что хотя предательство и ценится, но самого предателя при этом ненавидят.
- EMSI 39-10, с.272
Образное представление языческой легенды о боге Аполлоне и Марсии, осмелившегося вызвать его на соревнование в музицировании на флейте.
- Аполлон победил его, что и было признано Музами, выполнявшими роль судей в этом состязании. Они упросили Аполлона оставить Марсия в живых, несмотря на проявленную им самонадеянность. символ предостерегает против самонадеянности, как великого порока, против заносчивости и неумеренно высокой оценки наших собственных способностей.
- EMSI 39-6, с.271
Аполлона, убивающий змея Пифона.
- Символ «имеет чисто философское значение и олицетворяет идею о том, что жар солнца уничтожает монстров и дурные испарения застоявшихся вод в результате наводнения или потопа. Именно по этой причине аптекари, призванные лечить всяческие болезни и недомогания, взяли этот символ себе на вооружение».
- EMSI 39-14, с.273
Оккультизм
Согласно Кембеллу, фигура Аполлона на орфической культовой чаше (см. ниже) означает, что ученик уже овладел знаниями, которые позволяют ему судить, что и кто движет людьми. Лира напоминает о «гармонии сфер» Пифагора, грифон у ног объединяет черты солнечных орла и льва, которые противопоставлены соединениям животного и рыбы. Таким образом, Аполлон, сидящий с лирой в руках на горе Геликон, охраняет вечные формы (какой бы временный облик они ни приняли), которые Платон назвал «универсальными идеями». Кембелл предполагает, что три грации и гиперборейский Аполлон представляли три образа бога в одной божественной субстанции, и лишь впоследствии, согласно христианской доктрине, они были редуцированы до одного мужского бога.
Искусство
В классической скульптуре Аполлон являет собою идеальную форму мужской (юношеской) красоты, часто изображался как предводитель муз. К наиболее известным его скульптурным изображениям относятся:
В греческой вазописи нашли своё отражение такие, связанные с Аполлоном сцены, как:
На орфической культовой чаше IV-го в. до н. э., представлен Аполлон с лирой в руках и грифоном у ног, сопровождаемый фигурами, олицетворяющими различные стадии инициации. По мнению Зигерта с образом Аполлона связаны бронзовая статуя и культовая колесница II-го тысячелетия до н. э., найденные в Аполлонии (теперь Созополь на Черном море). «Колесница, влекомая птицами, опирается на три колеса. На ней восседает бог. Зигерт предполагает, что в данном случае мы имеем дело с гиперборейским Аполлоном, который каждую осень покидает на повозке, в которую впряжены лебеди, свой родной остров Делос в Греции и через море, сушу и по воздуху отправляется на север в царство Борея, северного ветра, а весной возвращается обратно».
В средние века Аполлона почитали, прежде всего, как бога стихосложения — Вольфрам фон Эшенбах говорил, например, что он всем обязан Аполлону (и музам), в котором видел «сияющий свет», высвечивающий языческую традицию в поэзии миннезингеров. В изобразительном искусстве этого времени Аполлон представлен г.о. в книжной миниатюре как олицетворение солнца, в виде языческого бога с луком и стрелами или с лирой (в сценах с музами или грациями). С конца XV века, когда была найдена статуя «Аполлона Бельведерского», образ Аполлона начинает рассматриваться как воплощение идеала мужской красоты, олицетворение всего светлого и благородного, изящества, утончённости, умеренности, здоровья и права. Как бог музыки, он выступает символом искусства. Аполлон часто изображается правящим солнечной колесницей — фрески Б. Перуцци и Г. Рени, картины Джулио Романо, Доменикино, Дж. Б. Тьеполо и др. Обычно, это — квадрига. По средневековой традиции, впряжённым в неё коням придавался разный цвет, но начиная с XV века они обычно изображаются белыми, подобно упряжке римских триумфаторов. В искусстве барокко колесницу сопровождают играющие нимфы и путто. Иногда колесница изображается проходящей сквозь круглый золотой обруч или арку, представляющие собой зодиакальный пояс. Не менее распространены изображения Аполлона с Артемидой (Дианой) — А. Дюрер, Л. Кранах Старший и др.; в которых они противопоставляются как бог-солнце и богиня-луна, перенимая значение и атрибуты другой пары — Гелиоса и Селены. Аполлон и Диана могут быть изображены как в своих колесницах[89], так и сидящими на облаке со своими обычными атрибутами (чаще всего — лира у Аполлона и полумесяц — у Дианы). Для обоих вариантов характерны сияние, окружающее Аполлона, и тень (темнота) в которую погружена фигура его сестры. Нередко Аполлон изображается вместо Гелиоса в обычных для последнего сценах и сюжетах. Как бог-солнце Аполлон приобрёл особую популярность во Франции при версальском дворе, где он символизирует короля-солнце — фр. le roi-soleil, находясь в центре детально разработанной системы аллегории богов и богинь. Сам двор при этом изображается в виде Парнаса. Особой популярностью в европейской живописи пользуются сюжеты:
Широкое распространение получили сюжеты:
Наиболее значительные произведения европейской пластики:
Среди музыкальных произведений:
|
См.: |
Черновые материалы
Для греков происхождение и образ действий Аполлона и Гелиоса были ясно различимы и разделимы. Отождествление Аполлона с солнцем — «Phoebus Apollo» [лат. — «Лучезарный Аполлон»] — было, по мнению некоторых, результатом поздней эволюции и характерно для его культа главным образом в римские времена. это делает его по преимуществу государственным божеством, выступающим против старых народных религиозных обрядов, тесно связанных с природой. Как воплощение государственной религии, он подавляет примитивную религию и анархическое изъявление опьянения.
Аполлон был воплощением классического греческого духа, олицетворением рационалистической, культивированной стороны человеческой природы. В этом смысле он — антипод Диониса (Бахуса), олицетворяющего более темную страстную сторону натуры человека. Противостояние богов можно усмотреть и в печальной истории сатира Марсия. Аполлон также имеет догреческие малоазийские корни. Соединение в образе Аполлона рациональной ясности и темных стихийных сил подтверждается теснейшими связями его с Дионисом.
BREF
Между божествами древнего греческого мира Аполлон является в этическом смысле наиболее выработанным, так сказать одухотворенным. Культ его, в особенности в дорийских государствах, много способствовал смягчению нравов, упрочению и почитанию государственного порядка; но Аполлон не был сначала, как ошибочно полагают, специально дорийским божеством; точно также и прозвание его Luceioz; не дает нам права выводить его из Ликии, как это делалось, хотя греки, правда, очень рано уже отождествляли всевозможные негреческие, в особенности малоазиатские, божества света с Аполлоном. Первоначально Аполлон был богом света, и именно солнечного света, со всеми его благодетельными и вредными влияниями; на первые ясно указывают его прозвания: FoiboV; (то есть светлый, сияющий лучами), часто встречающееся у Гомера, LuceioV (светлый) и AiglethV (блестящий). Поэтому он называется сыном Зевса, высшего небесного божества, и Латоны, богини ночной темноты, которая является наложницей Зевса и соперницей Геры, после того, как последняя стала законной женой Зевса. Первоначальное значение Аполлона выясняется также целым рядом культов, особенно в Ионийских и ахейских государствах, который изображают его защитником некоторых занятий, стоящих в тесной связи с жизнью природы: Из этого первоначального значения Аполлона, как божества природы, божества света, объясняется и прекрасный миф о гипербореях, народе, живущем по ту сторону северных гор, с которых веет борей; народ этот живет в блаженном спокойствии и служит, как святой, жреческий народ, богу, часто его посещающему; с этим же мифом можно связать и представление о сказочной птице, грифе, который также жил будто бы на дальнем севере и охранял сокровища золота, которыми фантазия греков обогащала эти местности. Мало помалу все божества, которые были первоначально лишь олицетворением сил и явлений природы, стали понимать более отвлеченно, на них стали смотреть с нравственной точки зрения. Бог чистого солнечного света сделался представителем и покровителем всего ясного и чистого в области духовной и нравственной, первоисточником всякого образования и прогресса в социальном и политическом отношениях. Таким образом он является прежде всего богом пения и смягчающей бурные страсти игры на цитре, почему ему и дана была кроме лука-лира (lura, ciJariV, jormigV). Он услаждает богов своим искусство, стоит во главе хора муз (А. MoushgethV) и наделяет любимых людей даром пения и поэзии. Далее бог света, как отвратитель всякого зла, является богом отпущения грехов, к алтарям которого стекаются все, обагрившие кровью руки, чтобы очиститься тут и получить отпущение. С другой стороны он, по отношению к телесным страданиям, бог врачевания (Paian, Paihwn); таким он главным образом является в песнях Гомера, тогда как позже установилось воззрение, что он этот дар передал сыну своему Асклепию. Наконец Аполлон является источником и защитником всякого государственного и гражданского благоустройства, основателем городов и законодателем. Так в Афинах чтили Аполлона (PatrwoV) как родового бога и защитника всего ионического племени, так спартанцы данные им Ликургом (имя это заимствовано из культа Аполлона и даже встречается иногда в числе его прозваний) законы приводили в связь с Аполлоном и его оракулом в Дельфах; к этому же оракулу прибегал греческий город за советом каждый раз, когда он намеревался основать колонии где-нибудь в далеких странах.
***
был известен за тысячи лет до того во Фракии. Для фракийцев Аполлон был богом растений и пастушества, в частности, его задачей было охранять жизненно важную пшеницу от мышей. Как бог света, Аполлон был для фракийцев также врачевателем, который, однако, своими стрелами может принести и боль, и смерть. Зигерт предполагает, что в его культе «музыка, танец, предсказания и экстаз… объединились в инструментарий диагностики и терапии, которые мы назвали бы сегодня психосоматической терапией. Дионис, Орфей и Замолкс венчают своим искусством все мыслимые достижения в этой области». Таким образом, Аполлон вовсе не противоречил Дионису, как кажется Ницше, находившемуся под влиянием фарисейской греческой филологии XIX века, противопоставлявшей аполлоновское и дионисийское начала. Фракийский Аполлон жил также в полной гармонии с женскими божествами, олицетворявшими природу, — на рисунке мы видим средневековую картину, которая очень напоминает фракийский рельеф в описании Марии Зончевой. «Три нимфы объединены в гармонии мелодичного ритма. Они танцуют ногами, руками, всем телом, их обнаженные тела совершенны и прекрасны. Фракийские нимфы — не ангелы, сопровождающие богов, они абсолютно земные существа». Александр Фол, директор Института изучения фракийской культуры в Софии, предполагает, что фракийские и греческие мифы имеют общие корни в минойской культуре. Это означает выделение на первый план не воинственных, а мирных черт Аполлона, ведь Крит издавна считался островом игры и танца. В последнее время эти влияния прослеживаются еще дальше в глубину веков, и при этом обнаруживается поразительное сходство Аполлона с индийским божеством Рудрой.
***
Ученые XIX века и немецкая классика считают его «самым греческим» из всех греческих богов, богом, которому подчинены ремесла и искусство. это делает его по преимуществу государственным божеством, выступающим против старых народных религиозных обрядов, тесно связанных с природой. Так понимал его Нищие, для которого этот бог был мифическим воплощением духа Эллады, греческой классики, в противоположность архаистическим или дионисиевым течениям в эллинизме.
***
Таким образом он тотчас по рождении своем является уже победителем сил, вредных свету, то есть нравственному порядку вещей, победителем зла, на что указывает целый ряд прозваний, изображающих его спасителем, приносящим помощь, спасение, как напр.
защитник стад, хорошее состояние которых главным образом и зависит от согревающих лучей солнца и правильной смены времен года; далее мы встречаем название Аполлона
Как бог духовного просветления, Аполлон является и богом предсказаний: по поручению и от имени отца своего Зевса он открывает людям сокрытое от них в настоящем и будущем для того, чтобы направить их на истинный путь и предостеречь от ложного; но он делает это не в ясных словах, а только намеками и двусмысленными речами, поэтому его прозвище
Когда сын Аполлона врачеватель Асклепий за попытки воскресить людей был поражен молнией Зевса, Аполлон перебил циклопов и в наказание был послан служить пастухом к царю Адмету в Фессалию, где приумножил его стада
— как губительных, так и благодетельных, сочетание в нем мрачных и светлых сторон). стреловержца
не только избавляет солнце от сил тьмы, но и освобождает человеческую душу воодушевлением и светом знания
один из главных и древнейших греческих богов первоначально считался охранителем стад позже он стал богом света, покровителем переселенцев затем предсказателем будущего и богом поэзии, музыки и всех искусств.
в честь самого Аполлона был построен первый в Греции храм по проекту самого Аполлона: чудесные пчелы принесли слепленный из воска образец и он долго витал в воздухе, пока люди не поняли замысел: основную красоту должны были создавать стройные колонны с прекрасными капителями в коринфском стиле. вступала во внутреннюю часть храма Аполлона, она садилась на треножник и впадала в забытье от паров газа, который вырывался из расщелины скалы, находившейся под храмом. Жрец подходил к затвору, за которым находилась пифия, и передавал вопрос очередного паломника. Слова едва доносились до ее сознания. Она отвечала отрывистыми" бессвязными фразами. Жрец слушал их, записывал, придавая им связность и объявлял вопрошавшему.
Вокруг храма произрастала красивая лавровая роща, которая нравилась паломникам. Лавровым венком был украшен Аполлон и те греки, которые побеждали в исполнении гимнов и в олимпийских играх На острове Делос, родине Аполлона, один раз в четыре года устраивали празднества, в которых участвовали представители всех городов Эллады. Вовремя этих празднеств не разрешались войны и казни. вековые игры, проводившиеся в Риме раз в 100 лет, которые длились 8 дня и 3 ночи. Гомер написал прекрасный гимн Аполлону:
- Феб! Воспевает и лебедь тебя под плескание крыльев,
- С водоворотов Пёнейских взлетая на берег высокий.
- Также и сладкоречивый певец с многозвучною лирой
- Первым всегда и последним тебя воспевает, владыка.
- Радуйся много! Да склонит тебя моя песня на милость!
Литература
- Одноимённая статья в MNME
- BDGS
- HOLL
- BREF
- Мидлер, «Denkmaler der alten Kunst» (2 обработка Визелера в 2-х т., Гёттинген, 1860) < BREF (многочисленные изображения Аполлона с античных статуй)
- «Heroen und Gottergestalten» (Вена, 1874). < BREF (~)
- Рошер «Studien zur vergleichemien Mythologie der Romer und Griechen. 1. Apollo п. Mars.» (Лейпц., 1873) < BREF
- Мильхгёфер, «Ueber den attischen A.» (Мюнхен, 1873) < BREF
- Лосев А. ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, «Ученые записки Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина», 1953, т. 72, в. 3, с. 163—186 < MNME
- его же, Античная мифология в ее историческом развитии, М., 1957, с. 267—590 [исследование всей мифологии А. и образа А. в античной литературе с указанием источников] < MNME
- Ницше Ф., Рождение трагедии, Полн. собр. соч., [пер. с нем.], т. 1, М., 1912 < MNME
- Kerenyi К., Apol-lon, W., 1937 < MNME
- Miller R. D., The origin and original nature of Apollo, Phil. 1939 < MNME
- Junger F. G., Griechische Gutter. Apollon, Pan, Dionysos, Fr./M., 1943 < MNME, BDGS
- Amandry P., La mantique apollinlenne a Delphes, P., 1950 < MNME, BDGS
- Pfeiff K. A., Apollo. Die Wandlung seines Bildes in der griechischen Kunst. Fr./M., 1943 < MNME
- Groningen B. A. v., Apollo, Haarlem, 1956 < MNME
- W. Sttchcw: Apollo und Daphne, Leipug/ Berlin 1932 < BDGS
- 0. Panigl- Apollos Pylhonkampf und die Delphische 0rik<lgrundung im Spiegel intiker Mythenkritik (Kairo, NF XII/1970) < BDGS
Иллюстрации
00-02-705-000.jpg 00-02-706-000.jpg 00-02-707-000.jpg 00-02-707-001.jpg 00-02-708-000.jpg 00-02-709-000.jpg 00-02-711-000.jpg 00-02-712-000.jpg 00-02-713-000.jpg 00-03-120-000.jpg 00-03-186-000.jpg 00-03-187-000.jpg 00-03-210-000.jpg 00-03-234-000.jpg 00-03-242-000.jpg 00-02-880-000.jpg 00-02-881-000.jpg 00-00-377-000.jpg 00-00-073-000.jpg 00-00-079-000.jpg 00-03-464-000.jpg 00-04-175-000.jpg
Примечания и комментарии
- ↑ Версии древних авторов, напр., Платона (Plat. Crat. 404 е- 406 а) «не подлежат научному обсуждению, хотя для них и характерна тенденция соединить в одно нераздельное целое ряд функций Aполлона». Более поздние гипотезы и умопостроения совершенно произвольным образом акцентируют внимание на каком-либо из аспектов образа Аполлона: например, согласно Пиоббу, имя бога означает «из нутра льва» и служит выражением связи солнца с зодиакальным знаком Лев (PBBS < KERL).
- ↑ Catlim. Hymn. IV 55-274; Hymn Нот. I 30-178
- ↑ Horn. Od XV 403—411
- ↑ III 279 след.; VII 64 след.
- ↑ «Мет.», 1:43 8-451
- ↑ Hyg. Fab. 55; Apollod. I 4, 1
- ↑ Ovid. Met. VI 146—312
- ↑ Apollod. III 10, 4
- ↑ Apollod. I 6, 2
- ↑ Hyg. Fab. 150
- ↑ Нот. II. I 43-53
- ↑ XVI 789—795
- ↑ Procl. Chrest., p. 106
- ↑ Myth. Vat. I 125; II 115; «Мет.», 6:382-400; «Фасты», 6:703 — 708; Филострат Младший «Картины», 2
- ↑ «Мет.», 11:146-193
- ↑ Paus. Ill 21,8; VIII 37, 1; X 13, 7; Гигин, 32
- ↑ Eur. Andr. 880
- ↑ Aristoph. Av. 584
- ↑ Macrob. Sat. I 17
- ↑ Paus. X 32, 7
- ↑ Himer. XXI 8
- ↑ Aeschyl. frg. 341
- ↑ Strab. XVI 1, 5; Paus. VII 3,1-3; Verg. Aen. VI 42-101
- ↑ Apollod. Ill 12, 5
- ↑ Serv. Verg. Aen. VI 321
- ↑ Apoll. Rhod. I 139—145; 75 след.
- ↑ Paus. Х 24,4-5
- ↑ Theocr. XXV 21
- ↑ Horn. II. II 763767; Hymn. Horn. Ill 71
- ↑ «Мет.», 678—709, Apollod. III 418—456
- ↑ Apollod. III 10, 4
- ↑ Eur. Ale. 1-71; 220—225
- ↑ Plat. Euthyd. 302 d; Himer. X 4; Macrob. Sat. I 17, 42
- ↑ Нот. II. I 399 след.
- ↑ Apollod. II 5, 9
- ↑ Hymn. Нот. III 450—452
- ↑ Ovid. Met. I 452—567
- ↑ Serv. Verg. Aen. II 247
- ↑ Овидий «Мет.», 14:130-153
- ↑ Hyg. Fab. 202; «Мет.», 2:602-620
- ↑ Apollod. I 7, 8
- ↑ Ovid. Met. X 161—219
- ↑ Ovid. Met. X 106—142
- ↑ I 3,2-4
- ↑ Hymn. Horn. II 215
- ↑ Lycophr. 522
- ↑ Ovid. Met. X 106
- ↑ Callim. Hymn. II 4
- ↑ Paus. VIII 23, 4
- ↑ Aeschyl. frg. 341
- ↑ Callim. Hymn. II 65-68
- ↑ Pind. 01. X 20
- ↑ Нот. II. I 39
- ↑ Strab. XIII 1, 48
- ↑ Paus. II 19, 3
- ↑ Paus. X 14, 7
- ↑ Paus. III 13, 4
- ↑ Hymn. Horn. III 253; Paus. I 44, 10
- ↑ Нот. II. II 763—767; XXI 448—449
- ↑ Porphyr. Vit. Pyth. 16
- ↑ Plut. De def. or. 21
- ↑ Eur. Iphig. T. 1234—1282
- ↑ Aeschyl. Eum. 19
- ↑ Soph. О. R. 151
- ↑ Theogn. 773782
- ↑ VIII 36
- ↑ Нот. II. V 446
- ↑ ср. Callim. Hymn. II и Apoll. Rhod. 674—685
- ↑ Apollod. II 6, 2; Hyg. Fab. 32
- ↑ Paus. Ill 21, 8
- ↑ Plut. Thes. 18
- ↑ Apoll. Rhod. I 495—518
- ↑ Pind. Pyth. X 29-47; Himer. XIV 10; Herodot. IV 32-34
- ↑ Hymn. Horn. II 127—366
- ↑ Etym. Magn. v. (рофцеш; Eur. Нес. 827
- ↑ Раus. I 3, 4
- ↑ Нот. II. I 39; Strab. XIII 1, 48
- ↑ Eur. Ale. 92; Soph. 0. R. 154
- ↑ Paus. Х 24,4-5
- ↑ Hymn. Horn. II 215
- ↑ Lycophr. 522
- ↑ Pind. 01. X 20
- ↑ Paus. III 13, 4
- ↑ Paus. II 19, 3; X 14, 7
- ↑ Hymn. Horn. III 253; Paus. I 44, 10
- ↑ BGPD < KERL
- ↑ DSMG < KERL
- ↑ Всего известно около двадцати таких копий.
- ↑ В античном искусстве Диана иногда изображалась скачущей верхом (?)