Круг: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
м (Замена текста — «Категория:Графические символы и знаки» на «Категория:Графические символы»)
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 73: Строка 73:
 
*числом 10 — символом возвращения от множественности к единству<ref>KERL — 49</ref> (единица — центр, девятка — окружность);
 
*числом 10 — символом возвращения от множественности к единству<ref>KERL — 49</ref> (единица — центр, девятка — окружность);
 
*ноль — потенциальные возможности, эмбрион.
 
*ноль — потенциальные возможности, эмбрион.
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-03-431-000.jpg|200px|ссылка=Special:FilePath/00-03-431-000.jpg]]
+
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-03-431-000.jpg|200px]]  
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">См. также:</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">См. также:</font></div>==
 
:[[Геометрические символы]]
 
:[[Геометрические символы]]
Строка 104: Строка 104:
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Античность</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Античность</font></div>==
 
У Платона круг — «подвижный образ вечности недвижной». Для философов платоников и неоплатоников — совершенная форма. Круглыми описываются:
 
У Платона круг — «подвижный образ вечности недвижной». Для философов платоников и неоплатоников — совершенная форма. Круглыми описываются:
*легендарный храм Аполлона у гипербореев (намёк на Стонхендж ?);
+
* легендарный храм Аполлона у гипербореев (намёк на Стонхендж ?);
 
*платоновский город царей в Атлантиде (система концентрических земляных и водных кругов).
 
*платоновский город царей в Атлантиде (система концентрических земляных и водных кругов).
 
У греческих орфиков окружающий Космическое Яйцо Уроборос, назван Кроносом и определён Пифагором, как Душа Вселенной. Совокупившись с Необходимостью и вращаясь вокруг Вселенной Кронос породил Время и Судьбу также цикличные по форме.
 
У греческих орфиков окружающий Космическое Яйцо Уроборос, назван Кроносом и определён Пифагором, как Душа Вселенной. Совокупившись с Необходимостью и вращаясь вокруг Вселенной Кронос породил Время и Судьбу также цикличные по форме.
Строка 226: Строка 226:
 
Заключённые в окружность существа, предметы и фигуры имеют двойное значение:
 
Заключённые в окружность существа, предметы и фигуры имеют двойное значение:
 
*изнутри это представляется как ограничение или определение,
 
*изнутри это представляется как ограничение или определение,
*снаружи — как защита их физического и психологического мира от вторжения чужеродного духа, представляющего опасность как эквивалент хаоса, но чаще всего это означает размывание границ и разрушение<ref>KERL — 32</ref>.
+
* снаружи — как защита их физического и психологического мира от вторжения чужеродного духа, представляющего опасность как эквивалент хаоса, но чаще всего это означает размывание границ и разрушение<ref>KERL — 32</ref>.
 
Приснившийся круг является воплощением Я и указывает на завершение процесса индивидуации.
 
Приснившийся круг является воплощением Я и указывает на завершение процесса индивидуации.
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999"> Ad vocem</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999"> Ad vocem</font></div>==
*«Кочевники, что перемещались в предгорьях Альп, то есть на пространстве между Баварией, Бургундией и Провансом, понимали под окружностью нечто совсем иное, а именно — требование двигаться дальше, перемещаться в другие местности. Знатоки толкуют это изображение как упрощённую картинку колеса от цыганской повозки, другие же усматривают в этом знаке символ вечного движения, постоянных перемещений кочевников. Они бесконечны, или, другими словами, кончаются на том же месте, с которого начались, то есть это — движение по кругу».
+
* «Кочевники, что перемещались в предгорьях Альп, то есть на пространстве между Баварией, Бургундией и Провансом, понимали под окружностью нечто совсем иное, а именно — требование двигаться дальше, перемещаться в другие местности. Знатоки толкуют это изображение как упрощённую картинку колеса от цыганской повозки, другие же усматривают в этом знаке символ вечного движения, постоянных перемещений кочевников. Они бесконечны, или, другими словами, кончаются на том же месте, с которого начались, то есть это — движение по кругу».
 
::::BDGS
 
::::BDGS
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Черновые материалы</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Черновые материалы</font></div>==
Строка 251: Строка 251:
 
*Бобринский А. А., О некоторых символических знаках, общих первобытной орнаментике всех народов Европы и Азии, М., 1902 < MNME
 
*Бобринский А. А., О некоторых символических знаках, общих первобытной орнаментике всех народов Европы и Азии, М., 1902 < MNME
 
*Müller W., Kreis und Kreuz, В., 1938 < MNME
 
*Müller W., Kreis und Kreuz, В., 1938 < MNME
*его же, Die blaue Hütte, Wiesbaden, 1954 < MNME
+
* его же, Die blaue Hütte, Wiesbaden, 1954 < MNME
 
*Loeffler-Delachaux M., Le cercle, [Gen., 1947] < MNME
 
*Loeffler-Delachaux M., Le cercle, [Gen., 1947] < MNME
 
*Eliade M., Le mythe de léternel retour, archétypes et répétition, [P., 1949] < MNME
 
*Eliade M., Le mythe de léternel retour, archétypes et répétition, [P., 1949] < MNME
Строка 258: Строка 258:
 
*Lévi-Strauss C., Les organisations duahstes existent-elles?, «Bijdragen tot de taal-, land- en volkenkunde», 1956, deel 112 < MNME
 
*Lévi-Strauss C., Les organisations duahstes existent-elles?, «Bijdragen tot de taal-, land- en volkenkunde», 1956, deel 112 < MNME
 
*его же, Les structures élémentaires de la parenté, 2 éd., P., 1968 < MNME
 
*его же, Les structures élémentaires de la parenté, 2 éd., P., 1968 < MNME
*Horsch P, The wheel: an Indian pattern of world-interpretation, «Sino-Indian Studies», 1957, v. 5, No 3-4 < MNME
+
* Horsch P, The wheel: an Indian pattern of world-interpretation, «Sino-Indian Studies», 1957, v. 5, No 3-4 < MNME
 
*Hummel S., Der Ursprung des tibetischen Mandalas, «Ethnos», 1958, Bd 23 < MNME
 
*Hummel S., Der Ursprung des tibetischen Mandalas, «Ethnos», 1958, Bd 23 < MNME
 
*Leadbeater C. W., The Chakras, 5 ed., Madras, 1958 < MNME
 
*Leadbeater C. W., The Chakras, 5 ed., Madras, 1958 < MNME
Строка 270: Строка 270:
 
*Космограмма со знаками зодиака на окружности. Раймунд Луллий «Practica compendiosa artis», 1523 г.
 
*Космограмма со знаками зодиака на окружности. Раймунд Луллий «Practica compendiosa artis», 1523 г.
 
*Kpyгообразный «пентакель» с именами Бога и шестиконечной звездой для изгнания демонов. Англия, ок. 1860 г.
 
*Kpyгообразный «пентакель» с именами Бога и шестиконечной звездой для изгнания демонов. Англия, ок. 1860 г.
[[Файл:00-03-104-000.jpg|200px| Тибетский магический круг, охраняющий от злых духов. Рисунок на шёлке|ссылка=Special:FilePath/00-03-104-000.jpg]] [[Файл:00-00-279-000.jpg|200px| Круг, треугольник, гексаграмма, знак Меркурия-золота. Музей «Герметикум», 1678 г.|ссылка=Special:FilePath/00-00-279-000.jpg]] [[Файл:00-00-400-000.jpg|200px| Алхимическая эмблема соединения двух начал «мужчина/женщина» — ради создания более высокого единства. М. Майер «Аталанта бегущая», 1618 г.|ссылка=Special:FilePath/00-00-400-000.jpg]] [[Файл:00-03-540-000.jpg|200px| Гармонические пропорции выпрямившегося человека с атрибутами круга. Из книги Агриппы «De Occulta Ptnlosophia», 1532 г.|ссылка=Special:FilePath/00-03-540-000.jpg]] [[Файл:00-03-622-000.jpg|200px| |ссылка=Special:FilePath/00-03-622-000.jpg]] [[Файл:00-03-623-000.jpg|200px| |ссылка=Special:FilePath/00-03-623-000.jpg]] [[Файл:00-04-421-000.jpg|200px| |ссылка=Special:FilePath/00-04-421-000.jpg]]
+
[[Файл:00-03-104-000.jpg|200px| Тибетский магический круг, охраняющий от злых духов. Рисунок на шёлке]] [[Файл:00-00-279-000.jpg|200px| Круг, треугольник, гексаграмма, знак Меркурия-золота. Музей «Герметикум», 1678 г.]] [[Файл:00-00-400-000.jpg|200px| Алхимическая эмблема соединения двух начал «мужчина/женщина» — ради создания более высокого единства. М. Майер «Аталанта бегущая», 1618 г.]] [[Файл:00-03-540-000.jpg|200px| Гармонические пропорции выпрямившегося человека с атрибутами круга. Из книги Агриппы «De Occulta Ptnlosophia», 1532 г.]] [[Файл:00-03-622-000.jpg|200px| ]] [[Файл:00-03-623-000.jpg|200px| ]] [[Файл:00-04-421-000.jpg|200px| ]]  
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>==
 
<small><references /></small>
 
<small><references /></small>
[[Категория:Графические символы и знаки]]
+
[[Категория:Графические символы]]

Текущая версия на 22:33, 8 июня 2023

круг; окружность

Геометрическая фигура, представляющая собой совокупность точек, ограниченных окружностью — замкнутой правильной кривой линией, равноудалённой от центра фигуры; универсальная проекция на плоскость шара (сферы). Универсальный образ гетерогенного происхождения и значения из числа наиболее значимых и распространённых элементов мифопоэтической символики. Чаще всего выражает идею единства, бесконечности, законченности, высшего совершенства.

Круг ограничивает внутреннее конечное пространство, но круговое движение, образующее это пространство, потенциально бесконечно. Во многих традициях круг как графический образ сферы представляет космос или его (более или менее) опредмеченные варианты — яйцо, черепаха, диск и т. п., окружённые неорганизованным хаосом. Эта идея нашла отражение и в сильно мифологизированных ранненаучных и философских вариантах[1]. Иногда это моделирование посредством круга сочетается с моделированием с помощью квадрата.

Во временном плане идея круга находит ещё более полное воплощение. В многочисленных мифологических сюжетах и мотивах, в бытовых представлениях и соответствующих обычаях в самом языке[2]нашла отражение циклическая концепция времени. Суточное и годовое круговое движение солнца соединяло цикличность времени с цикличностью пространства, что уже в более позднее время нашло отражение в структуре мегалитических сооружений, связанных с астрономическим счётом времени (кромлехи), или т. н. «круглых» календарей, в иероглифических и других символических способах обозначения времени или отдельных его элементов через фигуру круга. Все эти представления мотивируют не только типологически частый образ космоса в виде круга (или шара), но и метонимический образ основного божества в той же форме. Естественно, что в качестве такого божества чаще всего выступает солнце, символизируемое кругом и на основании его формы, и в силу кругового характера его суточного и годового движения[3].

Схема мирового древа и близкие к ней варианты неоднократно подчёркивают идею круга, нередко мультиплицируя её:

  • прежде всего само солнце (всегда в виде круга, иногда с крыльями) непременно присутствует в этой схеме;
  • годовое движение солнца по отношению к оси мирового древа конституирует круговое пространство по горизонтали (в горизонтальной проекции дерево отмечает пуп земли в минимуме и окружность, отделяющую внутренний круг от внешнего пространства, в максимуме);
  • суточное движение солнца определяет вертикальную плоскость мирового древа (включая и вариант «антидерева», ср. дерево нижнего мира, бездны, смерти и т. п.).

Нередко оба этих круговых движения подкрепляются расположенными по кругу мифологическими объектами, например знаками зодиака или божественными персонажами (12-членные пантеоны; в частности, олимпийские боги как раз и образуют некий умозрительный круг, упорядочивающий их множество[4]; не случайно поэтому, что круг является и символом пантеона в целом, и эмблемой отдельных богов. Характерно, что и «земные боги» также нередко усваивают круг в качестве эмблемы своего могущества и власти[5].

Перенесение мифологических пространственно-космических представлений на социальную среду можно усмотреть:

  • в распространённом способе изображения структуры брачных классов как круга;
  • в структуре архаического поселения в виде круга[6];
  • в обозначении различных крупных объединений, строго говоря, не предполагающих геометрически круглой формы[7].

Следует отметить почти универсально распространённую связь круга и других круглых форм с женским началом.

Круг в сочетании с другими фигурами и символами образует широко разветвлённую область символических и эмблематических ассоциаций. Некоторые из них:

  • круг, имеющий центральную точку — воплощение проявления божественных потенций, развитие и расширение;

«проявленной сущности», гармонии, порядка Космоса — и имеет предметную соотнесённость с колесом. полный цикл и возобновляющееся совершенство, разрешение всех возможностей в существовании точка, откуда берёт начало движение и, в более широком смысле, сама жизнь, то круг — это «развитие» центральной точки, расширение во всех смыслах, цикличное повторение времён года, жизни, смерти, дня, ночи и т. д.

  • круг и крест (вписанный) — центр и направления вселенной, солярное колесо[8],рай и четыре реки, четыре космических цикла; четыре времени года и четыре периода жизни человека;
  • круг и соединённые прямой и косой кресты — «Роза Ветров», четыре основных и четыре дополнительных направления;
  • круг, увенчивающий крест — союз мужского и женского начала в жизни (как человеческого, так и божественного)[9];
  • круг и тетива — власть и сила жизни и смерти (в ассирийском искусстве);
  • круг, разделённый надвое (вертикально) — день и ночь, лето и зима, символ инь и ян в Китае;
  • ~ (горизонтально) — нижние Воды и ковчег, верхние Воды и радуга, вместе они олицетворяют Космическое Яйцо как завершение цикла явлений;
  • крылатый круг — божество (Солнца), его порождающая сила, божественный дух, первоначальная Космическая Пара (творящее Небо и плодородная Земля;
  • круг внутри круга — андрогинизм;
  • два круга — эмблема близнецов (Ашвины, Диоскуры и др.), сходные с близнечными пары (женское и мужское, любовь и знание);
  • два соединённых круга — союз неба и земли.
  • три круга или переплетённые окружности — частый символ триединства (Троица, неразделимое единство жизни, движения и напряжённого динамизма);
  • пять кругов, сомкнутые, наподобие креста — это мудрость, знание и надежда;
  • концентрические круги (являются как солярными, так и лунными) — Небеса, различные состояния или уровни проявленного мира, погружение в воды смерти или чудесное спасение из них[10],
  • три концентрических круга — прошлое, настоящее и будущее, три космические сферы (земля, воздух и вода, небесные миры, земля и преисподнюя), фазы луны, «фазы» солнца (восходящее, полуденное и заходящее), динамика примирения противоположностей (?);
  • семь ~ — солярный круг, Всеведение, совершенство, Семь Небес.

Символическим контрастом кругу является квадрат, представление об их связи достаточно регулярны в мире универсальных и духовных форм, например в индийских и тибетских мандалах, в китайских знаках. Они предполагают друг друга, а их совмещение (соединение) представляет интеграцию, соединение. Вписать квадрат в круг — значит трансформировать сферическую форму Небес в прямоугольную форму Земли (в культовом здании, храме или церкви), опустив Небо до Земли и объединив четыре элемента, и возвратиться к изначальному состоянию простоты в единстве. Промежуточной ступенью такой трансформации является восьмиугольник. Обычные соответствия круга и квадрата в паре:

  • бог и человек;
  • духовное и материальное;
  • бесконечное и связанное границами;
  • женственность и прямая мужественная отцовская созидательная сила;
  • Небо и Земля (земной мир);
  • время и пространство;
  • динамизм, бесконечное движение (как форма кочевых шатров и поселений) и оседлость (квадраты домов, земельных участков и городов).

Область функционирования круга многообразна — от культовых принадлежностей и овеществлённой магии (амулеты и т. п., часто характеризующиеся круглой формой) до концепций искусства и науки;

Символику круга разделяют:

  • териоморфные образы змеи, рыбы, дракона, проглатывающих свой собственный хвост — воплощение формулы: «Единое есть Целое»;
  • колесо — динамическая альтернатива неизменности круга;
  • сфера — пространственный аналог круга;
  • некоторые цветы — роза, лотос, лилия;
  • круговые (замкнутые) шествия, обходы, ритуалы, танцы — хороводы, танец дервишей, обход паломников или священнослужителя вокруг святыни (Каабы, ступы, алтаря) как участие в великом ритме Вселенной или помощь солярному божеству в критические периоды годового цикла (солнцестояния, равноденствия, затмения).

Основные значения:

  • божественное начало, Бог, Небо[11], небесное единство, (первоначальное) совершенство[12], Всеобщее;
  • отсутствие начала и конца, Вечность[13], целостность, непрерывность;
  • внутреннее единство всей материи, вселенская гармония, «Универсальная Субстанция, разреженная до неощутимого, образующая сокровенную Сущность вещей, нематериальную основу всего вещественного мира»;
  • окружающие (внешние воды) воды;
  • (соразмерное) ограничение, видимый (явленный) мир, точность[14], заключение;
  • светила, Солнце;
  • движение, динамизм;
  • круговорот жизни, временной цикл, солярные циклы, (воз)вращение, возвратное и/ или цикличное движение, непрерывное развитие;
  • завершение, исполнение
  • мужская сила;
  • женственный и материнский принцип;
  • душа (психэ).

Основные символы:

  • число 9 — окружность;
  • числом 10 — символом возвращения от множественности к единству[15] (единица — центр, девятка — окружность);
  • ноль — потенциальные возможности, эмбрион.
00-03-431-000.jpg

См. также:

Геометрические символы

Шар
Диск
Центр
Календарь
Цикличность
Священный брак
Балдахин
Мандала
Спираль
Квадратура круга
Магический круг
Свой—Чужой
Граница

Уроборос
Числа

Древний Восток

В шумеро-семитской мифологии крылатый круг — неиконический символ солярных богов, божество, солярная сила.

Египет

Крылатый круг — это встающее Солнце Ра и воскрешение.

Символ божества и света.

Египетским символом вечности является кнеф — завязанная кольцом верёвка олицетворение порождающей силы солнца.

Античность

У Платона круг — «подвижный образ вечности недвижной». Для философов платоников и неоплатоников — совершенная форма. Круглыми описываются:

  • легендарный храм Аполлона у гипербореев (намёк на Стонхендж ?);
  • платоновский город царей в Атлантиде (система концентрических земляных и водных кругов).

У греческих орфиков окружающий Космическое Яйцо Уроборос, назван Кроносом и определён Пифагором, как Душа Вселенной. Совокупившись с Необходимостью и вращаясь вокруг Вселенной Кронос породил Время и Судьбу также цикличные по форме.

Славяне

Один из наиболее значимых мифопоэтических символов, отражающий представления о циклическом времени («круг жизни», «годовой круг») и основных формах структурирования пространства (деление на «своё» и «чужое», где круг выступает как граница замкнутого, охраняемого пространства).

Сохранились свидетельства о том, что при закладке села предварительно опахивали место будущего поселения, отделяя таким образом «своё» пространство от «чужого» (укр.). По украинской легенде, первое жилище также имело круглую форму: Бог построил шалаш вокруг шеста.

Идея круга реализуется в целом ряде обрядовых действий при помощи круговых движений и предметов, имеющих форму круга:

  • обходы (дома, хозяйственных построек, села, полей) на Рождество, Чистый четверг, Пасху, Юрьев день, перед началом сева или в экстремальных ситуациях (засуха, эпидемия и т. п.);
  • опахивание селения;
  • оползание или опоясывание храма;
  • обвязывание предметов и частей человеческого тела;
  • пролезание или пронимание через круглые отверстия;
  • ритуальное доение овец на Юрьев день производится через кольцо, браслет, калач с отверстием посередине, камень с круглым отверстием — ю.-слав.;
  • перед первой дойкой овцы должны пройти через венок — серб.;
  • на Рождество кур кормили в обруче, в очерченном или сделанном из соломы, верёвки, вожжей круге, чтобы они не разбегались и неслись у себя во дворе, чтобы уберечь их от хищных птиц — в.-слав., серб.;
  • ритуальное кормление домашней птицы и свиней «в кругу» на масленицу и в Страстную пятницу — Словения.

Движению по кругу придаётся магическая сила:

  • после свадьбы свекровь и молодая, войдя в дом, трижды обходят вокруг очага — макед.;
  • роженицу обводят вокруг стола для облегчения мучений — в.-слав., з.-слав.;
  • после родов женщину с ребёнком на руках трижды обводили вокруг стола (этот обряд предшествовал церковному обряду очищения) — Моравия и горные районы Словакии;
  • если хочешь что-то забыть, нужно обнажённым три раза обежать вокруг дома — Закарпатье.

Для защиты от ведьм, отнимающих у коров молоко, гуцулы катали деревянный обруч, обвязанный сеном. Круговое движение является важной составляющей народных медицинских практик. Например,

  • больного обводят вокруг дерева — ю.-слав., в.-слав.,
  • знахари обводят больное место рукой — о.-слав.,
  • во время приступа лихорадки больной бегает вокруг церкви, могильных или придорожных крестов — бел.

По кругу исполняются обрядовые танцы (хоровод, хоро, коло), при этом значимым является направление круговых движений (справа налево — «по солнцу» и слева направо — «против солнца»; ср. направление движения крестного хода соответственно в католической и православной традиции). Сербский хороводный танец «коло» обычно движется слева направо; поминальный «танец для мёртвых» исполняется в обратном направлении.

В то же время круговое движение характерно для нечистой силы (человека «закручивает» вихрь, водит по кругу леший, круги остаются на месте танцев вил и самодив: «вилино коло» и т. п.). Пересечение границы такого круга опасно для человека, грозит ему болезнью или смертью.

Если в канун Рождества человек, раздевшись догола, трижды обежит вокруг своего дома, а потом заглянет в окно, он увидит судьбу каждого из домочадцев в будущем году (Закарпатье).

У сербов целый комплекс действий, связанных с кругом, совершался, если в семье умирали дети:

  • через кольцо, сделанное из цепи, сливали освящённую воду и купали в ней ребёнка;
  • делали круг из соломы, на которой родился ребёнок, и поджигали её.

Очерчивание магического круга на земле железным предметом (ножом, косой, топором), мелом, углём, красной краской, осыпание освящённым маком, круговое окуривание, сопровождаемые произнесением заговоров, защищают человека от нечистой силы, ходячих покойников, ведьм. Круг служит защитой от демонов при ночлеге в лесу, в поле и т. п. — вне «своего», культурно освоенного пространства. Гадающий становится в центр круга, обеспечивая свою безопасность при контакте с потусторонними силами (ср. русский приговор во время девичьих гаданий на святки: «Бог (ангел) — в кругу, бес — по-за кругу»). Круг мог использоваться и во вредоносной магии: если сквозь круг, сделанный из недогоревших погребальных свечей, посмотреть на женщину, она станет бесплодной (серб.).

В народном орнаменте круг связан с солярной и женской символикой. Апотропейное значение придаётся изображению концентрических кругов, креста в круге.

Тибет

Киилкор (dkyil ‘khor), круг для медитации тибетских лам — вид магического инструмента: он очерчивает духовные флюиды и мандалу в центре которой расположена торма (маленькая пирамидка), символизирующая Божество.

Китай

В виде белого круга изображается активное, мужское начало Ян, энергия и небесное влияние Пассивное, женское начало Инь, представлено чёрным квадратом земли и земных сил. Взаимодействие, заключённое в их дуализме, представляется известным символом Ян-Инь, в виде круга, разделённого пополам волнистой линией. На старых монетах круг со вписанным квадратом символизировал союз Земли и Неба, и, по аналогии, совершенного человека.

Известковый круг, описанный вокруг костра, на котором сжигают заключённых в сосуд злых духов, означает крепость, лишённую выхода, откуда невозможно убежать. Земляной вал вокруг могил служит для отпугивания духов, крадущих приношения, предназначенные для умерших.

Распространены амулеты в виде обруча с широкой защёлкой, называемой «застёжкой долгой жизни». Считается, что благодаря им дух долголетия и счастья находится в безопасности — «закрыт на замок». Такие висячие замки счастья из золота или серебра дарят новорождённым на 19-й день второго лунного месяца (день рождения Будды).

Мезоамерика

В мексиканском символизме кактус-пейот, дающий напиток бессмертия, растёт в точке пересечения креста и круга.

Северная Америка

Круг, сияющий вовнутрь и наружу, подобно «оперённому солнцу» олицетворяет вселенную.

Круги, сделанные при разбивке лагеря, и циркулярные вершины тентов являются образом космоса, где северная сторона означает Небо, а южная — Землю.

В строениях американских индейцев крест, начертанный на круге, символизирует священное пространство и является космическим центром.

Четыре стороны света в небесном круге означают тотальность, охватывающую Великий Дух.

У различных индейских групп он «символизирует, например, космический жест „Великого Духа“, так как путь Луны и (с точки зрения земного наблюдателя) „путь Солнца“ и „движение звёзд“, а также природное развитие создают круглые формы». (Никсдорфф из-под Штерка, 1987 г.).

Индуизм

Колесо сансары. Горящий — символ Пракрити, «той, которая вращается, производит, порождает».

Буддизм

Колесо сансары, включающее в себя весь феноменальный мир.

Три круга (1 и 2) — Три Драгоценности.

В дзен-буддизме пустой круг означает просветление, совершенство человека.

Даосизм

Драгоценная Жемчужина.

Круг с точкой в центре — Дао, высшая власть.

Гностицизм

Движение по окружности, один из основных символов времени у гностиков, изображаемый фигурами дракона, змеи или рыбы, кусающими свой хвост.

Христианство

Вселенская Церковь. Христианские храмы часто представляют собой крест, расположенный внутри круга церковного двора.

Вид круга имеет обычно нимб, обозначающий священный свет в христианской иконографии.

Концентрические круги обозначают первичное творение Бога — «мир»:

  • творец рисует круг(и) с помощью циркуля (Нравоучительная Библия, XIII в.);
  • намёком в образе руки, выводящей из центра наружу несколько кругов, и «трансцендентно» (то есть выходя за её пределы) продвигая их на окружность (романская фреска, изображающая св. Климента де Тахулла, Каталония, ок. 1123 г.).

Восприятие космических сфер в кругообразной проекции, входящих друг в друга в виде оболочек, овладевает мировоззрением средневековья и поэтически представлено в дантовской «Божественной комедии» в форме кругов ада.

Иерархия ангелов как хранителей сфер.

Три концентрических круга или связанных окружности, согласно Данте, означают интеллект и волю.

Двойные круги, символизирующие любовь и знание, олицетворяют Христа и его дуальную природу.

Ислам

Совершенство, олицетворяет купол, свод Небес, Свет Божий.

Астрономия/логия

Круг с точкой в центре — Солнце.

Круг над крестом — символ Венеры.

Алхимия

Круг с точкой в центре — Солнце и золото.

Символ внутреннего единства всей материи и вселенской гармонии.

Магия

Наделён защитной функцией ограждения (от) злых духов, образует (символизирует) непреодолимое пространство. Магические круги вычерчиваются:

  • вокруг людей или растений, наделяющие последних сверхъестественными свойствами и охраняющие от вредных влияний;
  • при вызывания духов (содержат магические слова и заклинательные формулы);
  • вокруг мага при проведении определённых ритуалов и заклинаний.

Магическим кругам родственна японская шименава.

Ср. также волшебные и магические кольца, чьё назначение — защита от опасных влияний, обеспечение связи между телом и душой (необходимой для выживания человека). Со смертью владельца такие кольца снимались, чтобы дать душе возможность вознестись на небо.

Каббала

Каббалисты занимались кругом и квадратом «не вдаваясь в проблему равной площади».

Круг внутри квадрата понимается как символ божественного «мерцания» внутри материальной оболочки.

Масонство

Круг с точкой посредине у розенкрейцеров означает императорскую власть, которая в своём средоточии несёт творческое начало, дающее смысл всему окружению.

Эмблематика

Окружность.

  • Кто сможет меня измерить?
Символ вечности Время пронизывает множество пространств И заканчивается там же, где и началось.
EMSI 24-12, с.203

Психология

Как полагает Юнг, квадрат, соответствующий наименьшему из составных чисел и множителей, символизирует разобщённое состояние человека, не достигшего внутреннего единства (совершенства), тогда как круг можно соотнести с этим конечным состоянием Единства. Восьмиугольник представляет промежуточное состояние между квадратом и кругом.

Заключённые в окружность существа, предметы и фигуры имеют двойное значение:

  • изнутри это представляется как ограничение или определение,
  • снаружи — как защита их физического и психологического мира от вторжения чужеродного духа, представляющего опасность как эквивалент хаоса, но чаще всего это означает размывание границ и разрушение[16].

Приснившийся круг является воплощением Я и указывает на завершение процесса индивидуации.

Ad vocem

  • «Кочевники, что перемещались в предгорьях Альп, то есть на пространстве между Баварией, Бургундией и Провансом, понимали под окружностью нечто совсем иное, а именно — требование двигаться дальше, перемещаться в другие местности. Знатоки толкуют это изображение как упрощённую картинку колеса от цыганской повозки, другие же усматривают в этом знаке символ вечного движения, постоянных перемещений кочевников. Они бесконечны, или, другими словами, кончаются на том же месте, с которого начались, то есть это — движение по кругу».
BDGS

Черновые материалы

форма задаётся уже внешним видом Солнца и Луны

без начала и конца. ориентирована в любой своей точке на некий невидимый центр

В дальнейшем, благодаря качествам своего движения, а равно и своим очертаниям, круговорот получил значение того, что привносится в существование, активизирует и оживляет все силы, участвующие в рассматриваемом процессе, пронизывая его, включая и те из них, которые при других обстоятельствах противостояли бы друг другу. Любая картина времени имеет то или иное отношение к окружности, как, например, средневековая картина года. Первые люди использовали круг как символ годовых сезонных циклов, обозначаемых гортанными звуками, при артикуляции которых рот принимал кольцеобразную форму: например, сохранившиеся и по сей день во французской фонетике on [б], оеп[С&\, агп [Ъ],— от которых произошли греческое ennos (год), римское — ап-nulus (кольцо) и ассирийское — Ану (бог неба). Круг заключает в себе идею движения и воплощает временной цикл, вечный круговорот всего сущего: хоровод планет вокруг Солнца (зодиакальный круг), который находит отражение в кругоподобных храмах, арене, цирке, — символизирующих участие в великом ритме Вселенной.

Согласно герметистам, Бог являет собой сферу, центр которой находится не только на небе, но повсюду — на земле и даже в подземном мире. «Бог есть круг, центр которого везде, а окружность — нигде» (Гермес Трисмегист) В мистических системах бог истолковывается как круг с вездесущим центром, чтобы таким образом показать совершенство и непостижимость с помощью человеческих чувств таких понятий, как бесконечность, вечность, абсолют.

Округлость священна как наиболее естественное состояние, содержащее самость, неявленное, бесконечное, вечность Это время, заключающее в себе пространство и отсутствие времени, как отсутствие начала и конца, пространства, верха и низа Как циркулярность и сферичность это отрицание времени и пространства, Круг также олицетворяет Драгоценную Жемчужину (см жемчуг) Небольшие кружки на жертвенных сосудах часто представляют собой жертвенную облатку, хлебец Круг — символ всех солнечных богов У круга нельзя увидеть ни начала, ни конца, ни направления, ни ориентировки, и небосвод — также вследствие кругообразных путей звёзд вокруг небесного полюса — представляется как круглый купол, поэтому круг соответствует небу и всему духовному. Круг, или диск, часто является знаком солнца (в особенности если он окружён лучами).

Представление о связи между кругом и квадратом достаточно регулярны в мире универсальных и духовных форм, например в индийских и тибетских мандалах, в китайских знаках.

Естественно, круг как символ, например, космический жест "Великого Духа". так как путь Луны и (с точки зрения земного наблюдателя) "путь Солнца" и "движение звезд", а также природное развитие создают круглые формы (Никсдорфф из-под Штерка. 1987

Литература

  • Топоров B. H., Мейлах M. Б. Одноимённая статья в MNME
  • Белова О. В. Одноимённая статья в SMES
  • BDGS
  • Бобринский А. А., О некоторых символических знаках, общих первобытной орнаментике всех народов Европы и Азии, М., 1902 < MNME
  • Müller W., Kreis und Kreuz, В., 1938 < MNME
  • его же, Die blaue Hütte, Wiesbaden, 1954 < MNME
  • Loeffler-Delachaux M., Le cercle, [Gen., 1947] < MNME
  • Eliade M., Le mythe de léternel retour, archétypes et répétition, [P., 1949] < MNME
  • его же, Centre du monde, temple, maison, Roma, 1957 < MNME
  • его же, Le sacré et le profane, [P., 1965] < MNME
  • Lévi-Strauss C., Les organisations duahstes existent-elles?, «Bijdragen tot de taal-, land- en volkenkunde», 1956, deel 112 < MNME
  • его же, Les structures élémentaires de la parenté, 2 éd., P., 1968 < MNME
  • Horsch P, The wheel: an Indian pattern of world-interpretation, «Sino-Indian Studies», 1957, v. 5, No 3-4 < MNME
  • Hummel S., Der Ursprung des tibetischen Mandalas, «Ethnos», 1958, Bd 23 < MNME
  • Leadbeater C. W., The Chakras, 5 ed., Madras, 1958 < MNME
  • Metman Ph., Cakra-symbolism and analytical therapy, в сб.: Der Archetyp, Basel-N. Y., 1964, p. 220-24 < MNME
  • Leroi-Gourhan A., Les religions de la préhistoire, P., 1964 < MNME
  • Gelling P., Davidson H. E., The chariot of the sun and other rites and symbols of the Northern bronze age, L., 1972 < MNME

Иллюстрации

  • Круг как основа астрологической схемы. Девять внешних кругов символизируют девять ангельских чинов, окружающих планетарные орбиты В центре располагается мир элементов. Весь космос находится в руках Божьих. Пьеро ди Пуччио, фреска в Кампо Саито (Пиза), 1400 г.
  • Реконструкция мегалитического святилища. Стонхенлж (Южная Англия), ок. 1800 г. до н. э.
  • «Кольцевые волны» — знаки на мегалитических могильных сооружениях. Ирландия (Сесс Киллгрин) и Бретань (Гавр Инис).
  • Космограмма со знаками зодиака на окружности. Раймунд Луллий «Practica compendiosa artis», 1523 г.
  • Kpyгообразный «пентакель» с именами Бога и шестиконечной звездой для изгнания демонов. Англия, ок. 1860 г.

Тибетский магический круг, охраняющий от злых духов. Рисунок на шёлке Круг, треугольник, гексаграмма, знак Меркурия-золота. Музей «Герметикум», 1678 г. Алхимическая эмблема соединения двух начал «мужчина/женщина» — ради создания более высокого единства. М. Майер «Аталанта бегущая», 1618 г. Гармонические пропорции выпрямившегося человека с атрибутами круга. Из книги Агриппы «De Occulta Ptnlosophia», 1532 г. 00-03-622-000.jpg 00-03-623-000.jpg 00-04-421-000.jpg

Примечания и комментарии

  1. Ср. пифагорейское учение о десяти сферах с единым центром (огонь), вокруг которого по кругу вращается и земля.
  2. Ср. рус. время из *vert-men- «то, что вращается, возвращается».
  3. Ср. дискообразную корону Ра, крылатый диск Атона, солнечную колесницу Аполлона, а также образ солнечного глаза в виде круга.
  4. Ср. хоровод, то есть тот же круг, с Аполлоном в центре, в представлениях о музах.
  5. Ср. царские инсигнии в Вавилоне и у хеттов или шар (обычно с крестом над ним) как символ имперского величия и мощи.
  6. Ср. языковые данные, относящиеся к обозначению поселения — община, из праслав. *obьti- «круглое» в соответствии с так называемыми «круглыми деревнями», нем. Runddorf
  7. Ср. рус. округ, область, нем. Kreis «уезд», собств. «круг», Bezirk, «округ» и т. п.
  8. «Живящий принцип, одухотворяющий вселенную». (Прокл)
  9. Обнаруживается в Египте (так же, как анкх), Сирии, Финикии, в храмах Сераписа, в Китае и Тибете, в Лапландии, Швеции, Дании.
  10. Изображения подобного рода, часто встречающиеся в доисторических мегалитических гробницах (см. Потусторонний мир).
  11. KERL — 4
  12. KERL — 4
  13. KERL — 20
  14. KERL — 25
  15. KERL — 49
  16. KERL — 32