Химера: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
м
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 11: Строка 11:
 
*три времени года: лев — весна; коза — лето; змея — зима. (Р. фон Ранке-Гравес).
 
*три времени года: лев — весна; коза — лето; змея — зима. (Р. фон Ранке-Гравес).
 
В современном речевом обиходе — «химерическое», сказка, несбыточная фантазия.
 
В современном речевом обиходе — «химерическое», сказка, несбыточная фантазия.
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-03-363-000.jpg|200px|Химера из Ареццо. Ок. 300 г до н. э.|ссылка=Special:FilePath/00-03-363-000.jpg]]
+
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-03-363-000.jpg|200px|Химера из Ареццо. Ок. 300 г до н. э.]]  
  
 
См. также:
 
См. также:
Строка 52: Строка 52:
 
«Ложная идея, пустой вымысел» — словарное определение химеры.
 
«Ложная идея, пустой вымысел» — словарное определение химеры.
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Иллюстрации</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Иллюстрации</font></div>==
[[Файл:00-00-264-000.jpg| 200px|Химера. Гравюра на дереве. В. Картари, 1647 г.|ссылка=Special:FilePath/00-00-264-000.jpg]] [[Файл:00-04-249-000.jpg|200px| |ссылка=Special:FilePath/00-04-249-000.jpg]]
+
[[Файл:00-00-264-000.jpg| 200px|Химера. Гравюра на дереве. В. Картари, 1647 г.]]
 +
[[Файл:00-04-249-000.jpg|200px| ]]
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>==
 
*Тахо-Годи А. А. Одноименная статья в [[MNME]]
 
*Тахо-Годи А. А. Одноименная статья в [[MNME]]
Строка 60: Строка 61:
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>==
 
<references />
 
<references />
[[Категория:Греческая мифология]]
+
[[Категория:Греция]]

Текущая версия на 14:06, 9 июня 2023

Химера, Грилли
греч. Chimaira, Ximaira

В греческой мифологии чудовище, рождённое Эхидной и Тифоном, опустошавшее страну. Xимера — тератоморфное существо с тремя головами: льва, козы и змея. В этом подобно другому отпрыску Эхидны — Керберу. Впервые описана у Гомера[1]. Согласно Гесиоду, она изрыгает пламя[2], вызывает ветры и штормы. Была убита Беллерофонтом, поднявшимся в воздух на крылатом Пегасе[3] и тем самым выполнившим волю ликийского царя Иобата[4].

Основные значения:

  • божественные силы;
  • зло, воплощение опасных стихийных сил природы (г.о. вулканических);
  • три времени года: лев — весна; коза — лето; змея — зима. (Р. фон Ранке-Гравес).

В современном речевом обиходе — «химерическое», сказка, несбыточная фантазия.

Химера из Ареццо. Ок. 300 г до н. э.

См. также:

Греческая мифология

Эхидна
Тифон
Кербер
Беллерофонт

Античность

«Гербовое» животное ряда городов, например Коринфа и Кизика.

Юноше Беллефонту убить
заповедал Химеру
Лютую, коей порода была
от богов, не от смертных:
Лев головою, задом дракон
и коза серединой,
Страшно дыхала она
пожирающим пламенем бурным.
Грозную он поразил,
чудесами богов ободренный.
Гомер. «Илиада» VI в.

«Теогония» Гесиода описывает три её головы, которые также представлены и у знаменитой этрусской «Химеры из Ареццо» (бронза, V в.): посреди хребта козья голова, впереди — львиная голова с гривой и змея вместо хвоста. Нередко говорится, что она имеет голову, гриву и ноги льва, тело козла и хвост дракона.

Комментатор Сервий Гонорат, касаясь шестой песни «Энеиды», отмечает, что, по мнению ученых, происходящее из Ликии чудовище олицетворение тамошнего вулкана, олноименного с ней. У его основания кишат змеи, на склонах много лугов и козьих пастбищ, а из вершины пышет пламя и там же, наверху, логовища львов.

Плутарх высказал предположение, что Химера — имя капитана пиратского корабля, приказавшего изобразить на нём льва, козу и змею.

Христианство

В средневековом искусстве химера представляет сатанинские силы на мозаиках и капителях.

Умертвивший Химеру Беллерофонт, вероятно, послужил прообразом «драконборцев» христанства (Св. Георгий и архангел Михаил).

Психология

Творческие (козел), деструктивные (лев) и охранительные (змея) силы, объединяемые и приводимые в действие огнем (божественной сутью этих животных).

В психоанализе — образ для обозначения деформации человеческой психики.

Ad vocem

«Ложная идея, пустой вымысел» — словарное определение химеры.

Иллюстрации

Химера. Гравюра на дереве. В. Картари, 1647 г. 00-04-249-000.jpg

Литература

  • Тахо-Годи А. А. Одноименная статья в MNME
  • Ганс Бидерман «Энциклопедия символов»
  • Хорхе Луис Борхес «Книга вымышленных существ»
  • TRSS

Примечания

  1. HOMI, VI
  2. Hes. Theog. 319—324
  3. Hes. Theog. 325; Apollod. I 9, 3
  4. Hom. Il. VI 179—182