Химера: различия между версиями
м |
м |
||
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника) | |||
Строка 11: | Строка 11: | ||
*три времени года: лев — весна; коза — лето; змея — зима. (Р. фон Ранке-Гравес). | *три времени года: лев — весна; коза — лето; змея — зима. (Р. фон Ранке-Гравес). | ||
В современном речевом обиходе — «химерическое», сказка, несбыточная фантазия. | В современном речевом обиходе — «химерическое», сказка, несбыточная фантазия. | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-03-363-000.jpg|200px|Химера из Ареццо. Ок. 300 г до н. э. | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-03-363-000.jpg|200px|Химера из Ареццо. Ок. 300 г до н. э.]] |
См. также: | См. также: | ||
Строка 52: | Строка 52: | ||
«Ложная идея, пустой вымысел» — словарное определение химеры. | «Ложная идея, пустой вымысел» — словарное определение химеры. | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Иллюстрации</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Иллюстрации</font></div>== | ||
− | [[Файл:00-00-264-000.jpg| 200px|Химера. Гравюра на дереве. В. Картари, 1647 г. | + | [[Файл:00-00-264-000.jpg| 200px|Химера. Гравюра на дереве. В. Картари, 1647 г.]] |
+ | [[Файл:00-04-249-000.jpg|200px| ]] | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>== | ||
*Тахо-Годи А. А. Одноименная статья в [[MNME]] | *Тахо-Годи А. А. Одноименная статья в [[MNME]] | ||
Строка 60: | Строка 61: | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>== | ||
<references /> | <references /> | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Греция]] |
Текущая версия на 14:06, 9 июня 2023
В греческой мифологии чудовище, рождённое Эхидной и Тифоном, опустошавшее страну. Xимера — тератоморфное существо с тремя головами: льва, козы и змея. В этом подобно другому отпрыску Эхидны — Керберу. Впервые описана у Гомера[1]. Согласно Гесиоду, она изрыгает пламя[2], вызывает ветры и штормы. Была убита Беллерофонтом, поднявшимся в воздух на крылатом Пегасе[3] и тем самым выполнившим волю ликийского царя Иобата[4]. Основные значения:
В современном речевом обиходе — «химерическое», сказка, несбыточная фантазия. |
См. также: |
Античность
«Гербовое» животное ряда городов, например Коринфа и Кизика.
- Юноше Беллефонту убить
- заповедал Химеру
- Лютую, коей порода была
- от богов, не от смертных:
- Лев головою, задом дракон
- и коза серединой,
- Страшно дыхала она
- пожирающим пламенем бурным.
- Грозную он поразил,
- чудесами богов ободренный.
- Гомер. «Илиада» VI в.
- чудесами богов ободренный.
«Теогония» Гесиода описывает три её головы, которые также представлены и у знаменитой этрусской «Химеры из Ареццо» (бронза, V в.): посреди хребта козья голова, впереди — львиная голова с гривой и змея вместо хвоста. Нередко говорится, что она имеет голову, гриву и ноги льва, тело козла и хвост дракона.
Комментатор Сервий Гонорат, касаясь шестой песни «Энеиды», отмечает, что, по мнению ученых, происходящее из Ликии чудовище олицетворение тамошнего вулкана, олноименного с ней. У его основания кишат змеи, на склонах много лугов и козьих пастбищ, а из вершины пышет пламя и там же, наверху, логовища львов.
Плутарх высказал предположение, что Химера — имя капитана пиратского корабля, приказавшего изобразить на нём льва, козу и змею.
Христианство
В средневековом искусстве химера представляет сатанинские силы на мозаиках и капителях.
Умертвивший Химеру Беллерофонт, вероятно, послужил прообразом «драконборцев» христанства (Св. Георгий и архангел Михаил).
Психология
Творческие (козел), деструктивные (лев) и охранительные (змея) силы, объединяемые и приводимые в действие огнем (божественной сутью этих животных).
В психоанализе — образ для обозначения деформации человеческой психики.
Ad vocem
«Ложная идея, пустой вымысел» — словарное определение химеры.
Иллюстрации
Литература
- Тахо-Годи А. А. Одноименная статья в MNME
- Ганс Бидерман «Энциклопедия символов»
- Хорхе Луис Борхес «Книга вымышленных существ»
- TRSS