|
|
Строка 21: |
Строка 21: |
| :[[Хлеб]] | | :[[Хлеб]] |
| :[[Змея]] | | :[[Змея]] |
− | :[[Собака]] | + | :[[Пёс|Собака]] |
| :[[Свинья]] | | :[[Свинья]] |
| :[[Яйцо]] | | :[[Яйцо]] |
Версия 11:25, 27 января 2021
- Церо́клис < латыш. cerot — «куститься»
- в донесении иезуита Стрибиньша от 1606 — Deving Cereclicing
- в сообщении кардинала Валенти от 1604 — Coracle
В латышской мифологии бог полей и злаков (кардиналом Валенти идентифицируется с чёртом-велнсом). Согласно Стрибиньшу, Цероклису жертвуют в лесу чёрных быка, курицу и поросёнка; упоминается также хмельной напиток в бочках — cereusiae.
В документе 1606 г., составленном на основе отчёта Стрибиньша, с культом Цероклиса связывается большой хлеб в форме змеи с раскрытой пастью и поднятым хвостом, хлебные изделия в форме собаки и свиньи, два яйца, приносимые к дубу, и т. п.
В отчёте иезуитов от 1619 г. сообщается, что при еде на землю для Цероклиса бросают первый кусок и проливают глоток питья. Автор XVIII в. Ростовский называет Цероклиса богом гостеприимства.
Связь Цероклиса со злаками, подтверждается наличием в фольклоре (где Цероклис отсутствует) Церу мате (Ceru mдte) — «матери кустов».
|
См. также:
- Велняс
- Опьяняющий напиток
- Хлеб
- Змея
- Собака
- Свинья
- Яйцо
- Дуб
- Курица
- Бык
Ср.:
- Юмис
- Лауку мате
|
Литература
- Одноимённая статья в MNME
В. В. Иванов, В. Н. Топоров