Цероклис: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (Замена текста — «Собака» на «Собака»)
м
Строка 29: Строка 29:
 
----Ср.:
 
----Ср.:
 
:[[Юмис]]
 
:[[Юмис]]
:[[Лауку мате]]
+
:Лауку мате
 
|}
 
|}
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>==

Версия 01:52, 9 февраля 2021

Церо́клис < латыш. cerot — «куститься»
в донесении иезуита Стрибиньша от 1606 — Deving Cereclicing
в сообщении кардинала Валенти от 1604 — Coracle

В латышской мифологии бог полей и злаков (кардиналом Валенти идентифицируется с чёртом-велнсом). Согласно Стрибиньшу, Цероклису жертвуют в лесу чёрных быка, курицу и поросёнка; упоминается также хмельной напиток в бочках — cereusiae.

В документе 1606 г., составленном на основе отчёта Стрибиньша, с культом Цероклиса связывается большой хлеб в форме змеи с раскрытой пастью и поднятым хвостом, хлебные изделия в форме собаки и свиньи, два яйца, приносимые к дубу, и т. п.

В отчёте иезуитов от 1619 г. сообщается, что при еде на землю для Цероклиса бросают первый кусок и проливают глоток питья. Автор XVIII в. Ростовский называет Цероклиса богом гостеприимства.

Связь Цероклиса со злаками, подтверждается наличием в фольклоре (где Цероклис отсутствует) Церу мате (Ceru mдte) — «матери кустов».

00-00-000-000.jpg

См. также:


Велняс
Опьяняющий напиток
Хлеб
Змея
Собака
Свинья
Яйцо
Дуб
Курица
Бык

Ср.:
Юмис
Лауку мате

Литература

  • Одноимённая статья в MNME

В. В. Иванов, В. Н. Топоров