Сова: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
м (Замена текста — «[[- Сова» на «[[- сова»)
Строка 42: Строка 42:
 
• [[Птицы]]  
 
• [[Птицы]]  
  
•  [[- Сова|Сова в геральдике]]
+
•  [[- сова|Сова в геральдике]]
  
  

Версия 12:16, 11 июля 2021

Описание

сова, филин, сыч
—————————


Совы, филины и сычи — птицы, широко и часто используемые в качестве символа, неразличимые между собой по значению, для которого характерна двойственность.


Влияние на формирование символики совы и сходных с нею птиц оказывают:

  • ночной образ жизни и «боязнь» света[1];
  • способность видеть в темноте;
  • бесшумный полёт, хищничество и пугающий крик;
  • характерный внешний облик
«пристальный» взгляд,
свечение глаз ночью,
способность к поворотам головы на 180 градусов и т. д.;
  • особенности дневного поведения:
уединённость в сумрачном укрытии;
почти полная неподвижность птицы.

Как и все птицы, сова связана с символикой души, вернее, с её проводами в загробный мир. Птицей смерти сова считается в Древнем Египте, Индии, Центральной Америке, Северной Америке, на Дальнем Востоке. Помимо этого для образа совы характерна связь с тайной: сокровенным, часто пугающим, знанием, могущественными силами магии и предсказанияим. В современном употреблении частый символ фирменных знаков и эмблем предприятий и организаций, связанных с образованием и просвещением, науки и издательской деятельности. В воинской символике чаще всего служит эмблемой для разведывательных подразделений и войск специального назначения.

Основные значения

  • проницательность, пророческий дар, ясновидение, предвидение;
  • мудрость, знания и эрудиция (книжные), рациональное мировосприятие;
  • размышление, учёные занятия, ночные занятия, медицина;
  • рассудительность, умеренность;
  • задумчивость, одиночество, чуткость, молчание,
  • меланхолия, грусть;
  • зима, холод, длинные ночи;
  • ночь, тьма, мрак (полумрак, сумрак, сумерки);
  • предвестие беды, злое известие, несчастье, смерть;
  • злоба, ведьма, демон, дьявол;
  • злое пророчество, недобрая ворожба;
  • невежество, неверие.
Серебряная афинская тетрадрахма с изображением совы, символа богини Афины. V или IV в. до н. э.

Смотри:

Птицы

Сова в геральдике


Смотри также:


Аскалафос

Асклепий

Афина

Геката

Калипсо

Никтимена

Яма

Дурга

Лилит

Кукушка

Соловей

———
Атропос
Царство сна
Ночь

Древний Восток

В древнем Вавилоне крик совы в ночи считался криком умершей матери, тоскующей по своим детям.

Египет

В одном из папирусов сова называется символом ночи, холода, зимы, безучастности, и принадлежит царству ночного Солнца, плывущего по подземному Нилу в ладье с Запада на Восток.

Античность

Наиболее известна сова[2] как спутница и атрибут Афины Пронойи — Провидящей. В этом качестве она присутствует на обороте греческих монет с изображением Афины. Связываясь с рационалистическим знанием, сова противопоставляется орлу, представляющему интуицию.

Как знак мудрости и учения, служит символом афинской Академии и науки вообще, а также тайных (гностических) знаний, ночных занятий, ясновидения и пророчества.

Сова также служит атрибутом:

  • этрусского бога тьмы и ночи;
  • Асклепия — непременный атрибут;
  • Атропос — парки, обрезающей нить жизни;
  • Гекаты;
  • Калипсо, пребывавшей на острове смерти — Огигии.

Превращением в сову были наказаны Никтимена (за инцест с отцом) и сын Харона Аскалафос, умеющий видеть во тьме. Как знак дурного предзнаменования появляется сова во время бракосочетания Тереуса и Прокны[3].

Северная традиция

Хтонический символ, «ночная ведьма», «трупная птица».

Славяне

Зловещая нечистая птица, символ одинокой, безбрачной женщины.

В сове видят воплощение черта. Поляки верят, что она произошла из черта, поэтому не выносит дневного света, а живет вечно. По представлениям поляков и сербов, в сов нередко оборачиваются ведьмы.

Для народных представлениий о сове характерен мотив смерти. У поляков отмечено поверье, что сова днем мертва и оживает только в темноте. Повсеместно своим появлением возле дома совы предвещает смерть. Смертоносным считают и крик совы, передаваемый возгласами:

  • «поховай!» (похорони!) — у украинцев,
  • «отправляйся в ямку на церковный погост!» — у поляков,
  • «сдохни!» — у чехов и т. п.

Известны поверья о сове как воплощении души умершего, часто некрещеного ребенка. Своим криком сова скликает души умерших (у поляков), выманивает детей из дома и лишает их жизни (у сербов).

Сова, охраняющие клады, являют собой души давних владельцев зарытых сокровищ (у поляков).

Крик совы воспринимается и как предсказание рождения ребенка:

  • «ку-гу!» (подражание детскому плачу) — у белорусов,
  • «вродив!», «сповий!» (спеленай!) — у укранцев,
  • «колыхай, баюкай!» — у поляков.

Образ новорожденного в связи с совой возникает и в некоторых белорусских жатвенных песнях (жницы призывают друг друга ловить сову в жите, объясняя это желанием иметь плачущего младенца).

Тема враждебного отношения к сове других птиц, ее неприятия и преследования ими разрабатывается в ряде легенд и поверий:

  • сова по ночам скрывается от позора, чтобы избежать насмешек птиц из-за того, что она хвасталась красотой своих детей — у поляков;
  • боится мести птиц за то, что не вернула одолженные у них перья — у хорватов, белорусов;
  • птицы гоняют совы за то, что она разбойница — у поляков;
  • за то, что она ленилась готовить дары на свадьбу и крала их у птиц — у сербов;
  • за то, что она опоздала на птичью свадьбу и опозорилась на ней — у поляков.

По-иному мотив одиночества совы выражен в болгарских легендах (в виде разлуки с братом): в результате материнского проклятия за невыполненную просьбу принести воды брат и сестра стали филином и совой, которые могут лишь слышать друг друга, но никогда не могут увидеться. В сочетании с женской символикой мотив одиночества выступает применительно к сове как признак безбрачия. Сова предстает как символ женщины безбрачной (вдовы, старой девы) или распутной (неверной жены, распутной девицы). У русских сова ассоциируется прежде всего со вдовой. «Совушка — вдовушка бедокурная», — гласит поговорка. Образ совы присутствует в свадебном величании вдовы. В шуточных песнях о выходе совы замуж к ней обращаются как к вдове. Вдовство предвещает у белорусов крик совы, передаваемый возгласом «астань сама!» Одинокую жизнь предвещает и сон о сове. Крик совы и некоторые подблюдные песни о сове сулят рождение внебрачного ребенка у вдовы или девушки. Белорусское бранное выражение «сава смаленая» адресуется девушке, родившей до брака.

Образ совы развивает и эротическую символику. Совой у русских называли распутную, «корчемную» женщину. В польских загадках сова прямо соотносится с женским половым органом: «Между двумя ногами крутит сова усами»; «Летит сова из Макова, а из задницы у нее капает». В украинских эротических анекдотах сова является свидетельницей любовной связи жены, изменяющей мужу, и вцепляется в гениталии. Мотив прелюбодеяния в неявном виде присутствует в некоторых магических действиях, связанных с совой: чтобы жена ничего не могла утаить от мужа, муж прикладывает к правому боку спящей жены сердце совы, тогда она скажет всю правду. Брачно-эротическая символика присуща образу совы и в свадебном обряде. Например, в украинских песнях, исполняемых перед брачной ночью, сова символизирует невесту. В шуточных песнях пару невесте сове часто составляет воробей.

Как и другие хищные птицы, сова наделяется отвращающими свойствами и находит применение в качестве оберега:

  • у лужичан сову прибивают к дверям дома, чтобы отвратить от него болезни и несчастья,
  • у поляков — к воротам овина для устрашения мышей,
  • у украинцев сову вешают в конюшне, чтобы домовой не мучил лошадей.

Образ совы как вдовы, одинокой, безбрачной женщины обнаруживает родство с образом кукушки. Сова и кукушка — обе изгнанницы и вынуждены скрываться от птиц. С кукушкой сову сближают также некоторые сходные названия (у болгар) и имитация их крика (ср., например, крик совы «ку-гу!»).

Китай

Зло, преступление, смерть, ужас, неблагодарные дети.

Животное «ян» с негативным оттенком разрушительности, антагонист (отрицательное подобие) феникса. Связывается с громом и летним солнцестоянием.

Неподвижные совьи глаза представляются «демоническими» и причиняющими болезни.

Присутствует на погребальных урнах как символ смерти.

Существуют представления, что молодые совы могут начать летать лишь после того, как выклёвывают глаза родителям.

Ко времени династии Шан относятся многочисленные бронзовые статуэтки совы, вероятно, благопожелательного или охранительного характера.

Япония

Смерть, дурное предзнаменование.

Мезоамерика

В Теотиуакане богиня дождя почиталась в виде священной совы.

У юкатанских майя бог смерти Гунхау часто носит при себе голову совы.

У ацтеков сова выступает в роли ночного демонического существа и злого предзнаменования.

Северная Америка

Мудрость, пророчество. У равнинных индейцев перья совы в головном уборе имеют защитное значение.

Индуизм

Эмблема бога мертвых Ямы.

Вахана (верховое) животное богини Дурги, проявленной как «Камунда».

Иудаизм

Воплощение слепоты.

Спутница и атрибут Лилит как демона ночи.

Христианство

В эпоху раннего христианства сова противопоставлялась (как символ светской науки) богословию, кресту.

Как существо, ведущее ночной образ жизни, сова стала в христианстве символом нечисти и колдовства, её изображения в христианской традиции — символ слепоты безверия. Из-за того, что сова прячется в темноте и боится света, она стала символом Сатаны, сил тьмы. Говорят, что сова обманывает других птиц, заманивая их в сети птицеловов, точно так же, как сатана обманывает людей. Уединение, скорбь, запустение, дурная весть. Крик совы — это «песня смерти». Сова символизировала также евреев, предпочетших тьму свету Евангелия.

Помимо образа тех, кто склонен к сомнениям в вере и ереси, сова продолжает использоваться как символ мудрости, атрибут философов и мудрецов:

«… я стал как филин на развалинах»
Псалом 101: 7

В этом качестве сова присутствует на изображениях Св. Иеронима. Как символ одиночества присутствует в сценах, изображающих молящихся отшельников. В сценах распятия сова выступает атрибутом Христа, который пожертвовал Себя ради спасения человечества:

«Просветить сидящих во тьме и тени смертной…»
Лука 1:79

«А сова была дочкой пекаря» — сказала безумная Офелия в «Гамлете» У. Шекспира. Согласно христианской легенде, именно дочь пекаря отказала в кусочке хлеба Иисусу, нёсшему свой крест на Голгофу. За это она была превращена в сову. Тем самым они представляют отвращение к духовному свету, усиливая положительное восприятие Иисуса Христа в «Ночи страждущих и мертвых».

В Средние века было принято считать, что орлы враждуют с совами.

Магия

В сове видели пособницу колдуний. Поэтому сов нередко распинали на стенах и дверях сеновалов, дабы отпугнуть дьявола. Этот обычай был распространен в Европе в средние века, а в Польше бытовал почти до середины XX века.

Эмблематика

Со времён античности атрибут персонифицированной Мудрости в образе Минервы. В этом качестве часто представляется сидящей на груде книг.

Атрибут персонифицированных Ночи и Сна. Присутствует в аллегорических изображениях октября (месяц смерти ?) и зимы. Противопоставляется весенним птицам — кукушке и соловью. Известна гравюра Альбрехта Дюрера с изображением совы, которая не выносит дневного света, противопоставленной орлу, способному смотреть на солнце открытыми глазами. Этот пример интересен как образец переосмысления античного образа.

«Совы вследствие природы своей имеют исключительное значение, прежде всего потому, что они ночью несут свою вахту, посему бдительным стражам и прочим, надлежащим такой же классификации, уподоблены могут быть».
«Татар-Хан ввел на свой золотой щит черную сову, ибо самый первый татарский царь, Ченгис-Хан, посредством оной птицы жизнь свою уберёг».
Бёклер, 1688
«Замеченного в птичнике сычонка
Весь птичник драл дрекольями, вопя.
Кто рвётся за церковную заслонку,
Того ждет тоже схожая судьба».
Хохберг, 1675 г. (поэт эпохи барокко)
Сова
  • Ночь — лучший советчик

Символ зрелого размышления, необходимости "подумать и поразмыслить над этим ночью на нашей подушке. Символ ночи.

«Прежде, чем вынести свои труды на яркий свет,
Хорошо обдумай их ночью».

EMSI таб.9-2, с.141
00-00-000-000.jpg
Сова
  • Рассудительность ценнее красноречия.
Символ мудрости. посвящена Минерве «не столько за сладость своего голоса, сколько за серьезность взгляда и благородство внешности. С другой стороны, являясь птицей ночи, она символизирует время суток, когда нас окружает тишина, и мы можем сосредоточиться, переварить и привести в порядок наши мысли».

EMSI таб.5-10, с.126
00-00-000-000.jpg
Битва совы с вороной
  • Мудрость не персносит шума.
Сова, как показано ранее, будучи птицей Минервы, является символом мудрости, а ворона — неприятная и шумная птица — символом глупости и дерзости, и между ними, как между шумным безрассудством и мудростью, всегда имеются разногласия, сопровождающиеся битвами и схватками.

EMSI таб.19-7, с.183
00-00-000-000.jpg

Ad vocem

«Везти в Афины сов» — делать что-то излишнее, ехать в Тулу с самоваром.

К изображению совы на монетах восходит выражение «nosta volat» — лат. — «сова порхает». Означает постоянную перемену деньгами владельца, особенно того, кто берет взятки.

«Зловещая птица развалин и смерти»
У. Шекспир «Генрих VI»

Как одно из пророчеств смерти Юлия Цезаря:

«Вчера в полдень сова прокричала над рыночной площадью»
У. Шекспир «Юлий Цезарь»

Как образ философии и наук:

«О Греция, ты видела себя брильянтами глаз Сократовой совы!»
Норвид, польский поэт

Польское присловье говорит:

«Каждая сова днем выглядит глупо».
Фредра, польский поэт

Пословицы, поговорки и т. д.:

«Что одному сова поет, другому — соловей».
«Сова на крыше кричит, чью-то смерть пророчит» — польская.
«Лицо заспанное, как у совы в полдень» — польская.

Идиома «ученая сова» в отношении ученых, мигающих, подобно этим птицам, за толстыми стеклами очков.

Иллюстрации

  • Сова как душа животного. Деревянный медальон в виде сердечка. Индейцы цимшиан. Северо-западный берег Северной Америки
  • Сова на краснофигурном аттическом скифском сосуде, ок. 470 г. до н. э.
  • Сыч, атакуемый птицами. В. X. фон Хохберг, 1675 г.

00-04-254-000.jpg 00-04-255-000.jpg 00-04-256-000.jpg 00-04-257-000.jpg 00-04-258-000.jpg 00-04-259-000.jpg 00-04-260-000.jpg 00-04-261-000.jpg 00-04-262-000.jpg 00-04-263-000.jpg 00-04-264-000.jpg 00-04-265-000.jpg 00-04-266-000.jpg 00-04-267-000.jpg 00-04-268-000.jpg 00-04-269-000.jpg 00-04-270-000.jpg 00-04-271-000.jpg 00-04-272-000.jpg 00-04-273-000.jpg 00-04-274-000.jpg 00-04-275-000.jpg 00-04-276-000.jpg 00-04-277-000.jpg 00-04-278-000.jpg 00-04-279-000.jpg 00-04-281-000.jpg 00-04-282-000.jpg 00-04-283-000.jpg 00-04-284-000.jpg 00-04-285-000.jpg 00-04-286-000.jpg 00-04-287-000.jpg 00-04-280-000.jpg

Библиография

  • Гура А. В. Одноимённая статья в SMES
  • Гура А. В. Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997. С. 568—586 < SMES

Примечания и комментарии

  1. Представления о дневной слепоте сов — распространённое заблуждение. Другое дело, днём хорошо видят и остальные птицы.
  2. Сова Афины, называемая «серой совой», «неясытью» поражала способностью летать бесшумно, неожиданно появляться среди дня.
  3. Все три истории — «Метаморфозы» Овидия.