Химера: различия между версиями
(п) |
м |
||
Строка 17: | Строка 17: | ||
---- | ---- | ||
:[[Эхидна]] | :[[Эхидна]] | ||
− | :[[Тифон]] | + | :[[Тифон, сын Геи|Тифон]] |
:[[Кербер]] | :[[Кербер]] | ||
:[[Беллерофонт]] | :[[Беллерофонт]] |
Версия 21:05, 11 июля 2021
В греческой мифологии чудовище, рождённое Эхидной и Тифоном, опустошавшее страну. Xимера — тератоморфное существо с тремя головами: льва, козы и змея. В этом подобно другому отпрыску Эхидны — Керберу. Впервые описана у Гомера[1]. Согласно Гесиоду, она изрыгает пламя[2], вызывает ветры и штормы. Была убита Беллерофонтом, поднявшимся в воздух на крылатом Пегасе[3] и тем самым выполнившим волю ликийского царя Иобата[4]. Основные значения:
В современном речевом обиходе — «химерическое», сказка, несбыточная фантазия. |
См. также: |
Античность
«Гербовое» животное ряда городов, например Коринфа и Кизика.
- Юноше Беллефонту убить
- заповедал Химеру
- Лютую, коей порода была
- от богов, не от смертных:
- Лев головою, задом дракон
- и коза серединой,
- Страшно дыхала она
- пожирающим пламенем бурным.
- Грозную он поразил,
- чудесами богов ободренный.
- Гомер. «Илиада» VI в.
- чудесами богов ободренный.
«Теогония» Гесиода описывает три её головы, которые также представлены и у знаменитой этрусской «Химеры из Ареццо» (бронза, V в.): посреди хребта козья голова, впереди — львиная голова с гривой и змея вместо хвоста. Нередко говорится, что она имеет голову, гриву и ноги льва, тело козла и хвост дракона.
Комментатор Сервий Гонорат, касаясь шестой песни «Энеиды», отмечает, что, по мнению ученых, происходящее из Ликии чудовище олицетворение тамошнего вулкана, олноименного с ней. У его основания кишат змеи, на склонах много лугов и козьих пастбищ, а из вершины пышет пламя и там же, наверху, логовища львов.
Плутарх высказал предположение, что Химера — имя капитана пиратского корабля, приказавшего изобразить на нём льва, козу и змею.
Христианство
В средневековом искусстве химера представляет сатанинские силы на мозаиках и капителях.
Умертвивший Химеру Беллерофонт, вероятно, послужил прообразом «драконборцев» христанства (Св. Георгий и архангел Михаил).
Психология
Творческие (козел), деструктивные (лев) и охранительные (змея) силы, объединяемые и приводимые в действие огнем (божественной сутью этих животных).
В психоанализе — образ для обозначения деформации человеческой психики.
Ad vocem
«Ложная идея, пустой вымысел» — словарное определение химеры.
Иллюстрации
Литература
- Тахо-Годи А. А. Одноименная статья в MNME
- Ганс Бидерман «Энциклопедия символов»
- Хорхе Луис Борхес «Книга вымышленных существ»
- TRSS