Притхви: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «»)
 
Строка 10: Строка 10:
  
 
Нередко Притхви появляется и в послеведийской литературе. Так, Притхви приютила у себя хайхаев в сказании о Парашураме<ref>Мбх. III, Вишну-Пур. IV</ref>; богине Кали Притхви дала бёдра<ref>«Маркандейя-пурана»</ref>. В некоторых текстах имя Притхви производят от имени Притхи («Вишну-пурана»). Как представление о матери-земле, так и мотив её разъединения с отцом-небом имеют многочисленные типологические параллели.
 
Нередко Притхви появляется и в послеведийской литературе. Так, Притхви приютила у себя хайхаев в сказании о Парашураме<ref>Мбх. III, Вишну-Пур. IV</ref>; богине Кали Притхви дала бёдра<ref>«Маркандейя-пурана»</ref>. В некоторых текстах имя Притхви производят от имени Притхи («Вишну-пурана»). Как представление о матери-земле, так и мотив её разъединения с отцом-небом имеют многочисленные типологические параллели.
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
+
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]]
  
 
См. также:
 
См. также:

Текущая версия на 13:41, 5 июня 2023

Притхви, Притхиви, Придхиви — др.-инд. Prthivi — собств. «широкая»

В древнеиндийской мифологии обожествлённая и персонифицированная земля. В «Ригведе» и «Атхарваведе» ей посвящено по одному гимну[1]; обычно же Притхви-земля прославляется с Дьяусом-небом. Притхви — женское начало, она мать[2], а Дьяус — мужское начало, отец. Они супруги, которые первоначально были слиты воедино (их разъединение, приписываемое прежде всего Индре или Варуне, приравнивается к созданию вселенной). Из семени, испускаемого Дьяусом в виде дождя, мёда, жира, Притхви производит всё живое. Персонификация Притхви весьма слабая:

  • она изобильна, несёт на себе тяжесть гор, поддерживает деревья;
  • к ней приходят умершие;
  • она мать всех существ.

Согласно ведам, есть три Земли, Земля людей называется Бхуми (Bhumi), иногда и Урви (Urvi, «широкая»).

Нередко Притхви появляется и в послеведийской литературе. Так, Притхви приютила у себя хайхаев в сказании о Парашураме[3]; богине Кали Притхви дала бёдра[4]. В некоторых текстах имя Притхви производят от имени Притхи («Вишну-пурана»). Как представление о матери-земле, так и мотив её разъединения с отцом-небом имеют многочисленные типологические параллели.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Индийская мифология
Ведийская мифология
Индуистская мифология
Земля
Богиня-мать

Дьяус
Индра
Варуна
Парашурама
Кали
Притхи

Семя
Дождь
Мёд
Жир

Литература

  • Топоров В. Н. Одноимённая статья в MNME

Примечания

  1. РВ V 84; АВ XII 1
  2. PB X 18, 10
  3. Мбх. III, Вишну-Пур. IV
  4. «Маркандейя-пурана»