Охин-тенгри: различия между версиями
м |
м |
||
Строка 32: | Строка 32: | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>== | ||
<small><references /></small> | <small><references /></small> | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Монголия]] |
Текущая версия на 20:29, 1 июня 2023
В мифологии монгольских народов женское небесное божество (тенгри), идентичное тантрическому божеству Лхамо (тибет.), Деви Сри (санскр.). Охин-тенгри упоминается в группе четырёх (восьми, десяти) докшитов, относится к разряду чойджинов (дхармапал), квалифицируется как гневное воплощение богини Цаган Дар-эке («белая Тара»), иногда осмысливается как супруга Чойджала. Наделена функциями божества времени (её сопровождают богини четырёх времён года), судьбы (связана со смертью и загробным судилищем); в ламаистской иконографии устрашающего вида. Охин-тенгри воспринимается и как богиня-мать, всеобщая прародительница (в монг. шаманских призываниях её называют «единственной матерью»). В различных монголоязычных традициях Охин-тенгри рассматривают и как благостное, охранительное божество, и как божество, несущее смерть (в частности, детям). В бурятской шаманской мифологии Ухин Хара-тенгри относится к восточным, тёмным, враждебным людям тенгри, вызывает болезни, падёж скота, смерть и бесплодие, особенно опасна для беременных женщин. У калмыков с Окон-тенгри связываются плодородие и возрождение жизни. В широко распространённом сюжете о похищении небесной девы демонами — мангусами Окон-тенгри, чтобы подать весть о себе, пишет своё имя на крыле луня, почитавшегося калмыками священной птицей. Победа над мангусами и возвращение Окон-тенгри связывались с концом зимы, с праздником цаган cap («белый месяц») — новым годом у монгольских народов; на храмовых торжествах устраивалась встреча её статуи. |
См. также:
|
Литература
- Неклюдов С. Ю. Одноимённая статья в MNME
Примечания и комментарии