Хухедей-мерген: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
м
 
Строка 62: Строка 62:
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>==
 
<references />
 
<references />
[[Категория:Монгольская мифология]]
+
[[Категория:Монголия]]

Текущая версия на 20:18, 1 июня 2023

Хухеде́й-мерге́н — бурят. «небесный стрелок»
Хо́хосо — бурят.
Kцkцde — монг.
Ккdдd — ойрат-калм.
Когуде́й, Когольде́й, Когол-майман — у алтайцев и тувинцев

В мифологии монгольских народов, прежде всего у бурят, и тюркоязычных алтайцев и тувинцев громовержец, первопредок, герой этиологического сюжета о происхождении созвездия Орион, охотничье и военное божество.

В бурятской мифологии громовержец Хухедей-мерген борется с нечистой силой на земле. Чаще всего молнии Хухедей-мергена направлены против дразнящего его маленького волосатого чёртика Арахан-шудхера.

В ойратской версии мишень громовержца — одноногий демон терен[1], многие мелкие животные и насекомые (крот, сороконожка и др.). По бурятскому преданию, Хухедей-мерген прежде был земным человеком, метким стрелком, хорошим охотником. Состарившись, он покинул дом и родных. В конце своих странствий Хухедей-мерген попал к неким четырём юношам, которые оставили его сторожем их жилища, запретив при этом открывать ящик, наполненный продолговатыми разноцветными камнями в форме наконечников (громовые стрелы), и надевать одежды с крыльями. Несмотря на то, что Хухедей-мерген дважды нарушал запрет, его оставили хранителем громовых стрел, приказав ему пускать их в ход лишь по распоряжению богов.

Согласно некоторым представлениям бурят, Хухедей-мерген — один из девяти сыновей верховного божества Оёр Мунхын-тенгри — «дно вечное небо»; или сын Эсеге Малан-тенгри.

В версии эхиритов Хухедей-мерген — глава 77 северных тенгри. В ряде поверий обязанности громовержца разделяют с Хухедей-мергеном два его брата, западные тенгри — Яшил Саган-тенгри — «бронзовый метеорит светлый тенгри»; и Сарь Саган-тенгри Сахилгата Будал — «сияюще-белый молниевый тенгри»; персонифицирующие молнии различного цвета, а также некие четыре крылатых существа. Хухедей-мерген — глава подчинённого ему семейства, в которое входят его супруга Хултей-хатан, сын Хурсай-Саган (Хорсомерген) или, по варианту, множество детей (девять дочерей, девять сыновей), олицетворяющие громы и молнии.

Хухедей-мерген выступает и как первопредок.

  • В эпосе и шаманских текстах бурят Хухедей-мергена называют бабаем («батюшкой»).
  • В мифе о созвездии Орион Хухедей-мерген именуется старцем или сиротой[2], что, возможно, также связано с представлениями о прародителе.
  • В версиях алтайцев Когол-майман выступает непосредственно родовым предком.

В астральном мифе, в котором фигурирует иногда не Орион, а другое созвездие — Большая Медведица, Млечный путь и др., Хухедей-мерген гонится за тремя оленухами (или за оленухой с двумя оленятами), которые в конце концов поднимаются на небо и становятся созвездием[3].

Иногда Хухедей-мерген осмысливается как охотничье божество.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Монгольских народов мифология
Тенгри
Горомовержец

Первопредок
Арахан-шудхер
Терен
Тхеуранг
Оёр Мунхын-тенгри
Эсеге Малан-тенгри
Яшил Саган-тенгри
Сарь Саган-тенгри Сахилгата Будал
Хултей-хатан
Хурсай-Саган
Хорсомерген

Орион
Большая Медведица
Млечный путь
Молния
Оленуха
Крот
Сороконожка
Ящик
Крылья

Литература

  • Неклюдов С. Ю. Одноимённая статья в MNME
  • Хангалов M. M., Собр. соч., т. 1, Улан-Удэ, 1958, с. 293—305 < MNME
  • Потанин Г. Н., Очерки Северо-Западной Монголии, в. 4, СПБ, 1883, с. 204-06 < MNME
  • его же, Тангутско-Тибетская окраина Китая и Центральная Монголия, т. 2, СПБ, 1893, с. 118-20, 323-28 < MNME
  • Манжигеев И. А., Бурятские шаманистические и дошаманистические термины, М., 1978, с. 17, 92 < MNME
  • Неклюдов С. Ю., Небесный охотник в мифах и эпосе тюрко-монгольских народов, в кн.: Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока. Тезисы и доклады девятой научной конференции, Ленинград, 1980, М., 1980 < MNME

Примечания

  1. От тибет. тхеуранг
  2. Отражение мифологического мотива первого человека (?)
  3. Тюрк. Уч мыйгак, монг. Гурбан марал — «три оленухи»