Дхармапала: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (Замена текста — «Вайшравана» на «Вайшравана»)
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «»)
 
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника)
Строка 21: Строка 21:
  
 
В Тибете наряду с названием дхармапала употребляют название drag-gsed, от чего происходит монгольское докшиты.
 
В Тибете наряду с названием дхармапала употребляют название drag-gsed, от чего происходит монгольское докшиты.
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
+
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]]
  
 
См. также:
 
См. также:
Строка 31: Строка 31:
 
:[[Докшиты]]
 
:[[Докшиты]]
 
----
 
----
:[[Ваджрабхайрава]]
+
:Ваджрабхайрава
 
:[[Ямантака]]
 
:[[Ямантака]]
 
:[[Хаягрива]]
 
:[[Хаягрива]]
Строка 43: Строка 43:
 
*Schulemann G., Geschichte der Dalai — Lamas, Lpz., 1958 < MNME
 
*Schulemann G., Geschichte der Dalai — Lamas, Lpz., 1958 < MNME
 
*Сhцgуam Trungpa, Visual Dharma, Berk. — L., 1975, p. 22-23 < MNME
 
*Сhцgуam Trungpa, Visual Dharma, Berk. — L., 1975, p. 22-23 < MNME
[[Категория:Буддийская мифология]]
+
[[Категория:Буддизм]]

Текущая версия на 21:45, 3 июня 2023

Дхармапа́ла — санскр. dharmapala — «защитник дхармы»
тибет. chos-skyong
тибет. drag-gsed — букв., «ужасный палач»

В буддийской мифологии божества, защищающие буддийское учение и каждого отдельного буддиста.

Группа дхармапал в пантеоне разграничена нечётко, среди них нередко перечисляются и идамы, и местные божества разных народов, у которых распространялся буддизм. В Тибете имеется список, содержащий восемь дхармапал:

  • Ваджрабхайрава (см. Ямантака),
  • Хаягрива,
  • Бэгцэ,
  • Яма,
  • Махакала,
  • Шри Деви,
  • Вайшравана,
  • Брахма.

Но, кроме перечисленных, известно ещё много других дхармапал.

Предложенная Ч. Трунгпа схема разделения дхармапал на две подгруппы (махакалы и локапалы) не вполне удовлетворительна, так как определённое их число остаётся за пределами этих групп. По-видимому, в идее дхармапал особенно ярко проявляется одна из главных особенностей буддийской мифологии — открытость нововведениям и сознательная незавершённость. В буддийской мифологии имеются легенды о том, как местные божества магической силой великих учителей были обращены в дхармапал. Так, Падмасамбхава покорил много божеств тибетской религии бон, которые до этого якобы препятствовали распространению буддизма в Тибете.

В Тибете наряду с названием дхармапала употребляют название drag-gsed, от чего происходит монгольское докшиты.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Буддийская мифология

Идам
Локапалы
Падмасамбхава
Докшиты

Ваджрабхайрава
Ямантака
Хаягрива
Яма
Махакала
Вайшравана
Брахма

Литература

  • Мялль Л. Э. Одноимённая статья в MNME
  • Schulemann G., Geschichte der Dalai — Lamas, Lpz., 1958 < MNME
  • Сhцgуam Trungpa, Visual Dharma, Berk. — L., 1975, p. 22-23 < MNME