Ратнасамбхава: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «»)
 
(не показано 5 промежуточных версий этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
[[Изображение:00-00-483-000.jpg|250px|thumb|right|Блэйк Уильям. Архангел Рафаил с Адамом и Евой|ссылка=Special:FilePath/00-00-483-000.jpg]]«Исцеление Божие.»
+
{| class="FCK__ShowTableBorders" width="100%" cellspacing="5" cellpadding="5" border="0" align="center"
 +
|-
 +
| valign="top" align="left" |
 +
:Ратнасамбха́ва — ''санскр''. ratnasambhava — букв. «тот (из которого) возникают драгоценности»
 +
В буддийской мифологии ваджраяны один из т. н. дхьяни-будд.
 +
*Ратнасамбхава является главой семьи ратна.
 +
*В мандале дхьяни-будд Ратнасамбхава изображается на юге, он жёлтого цвета, его правая рука — в варадамудре (ладонь повёрнута к зрителям), что символизирует щедрость.
 +
*Его праджней (женским соответствием) считается Мамаки, и из него эманирует бодхисатва Ратнапани.
 +
*Земным соответствием Ратнасамбхавы считают бывшего будду Кашьяпу.
 +
Ратнасамбхава упоминается впервые в «Гухьясамад-жатантре» (III в. н. э.). По некоторым легендам, Ратнасамбхавой порождены т. н. Ратнарая (три драгоценности) — основные компоненты буддизма — Будда Шакьямуни, дхарма и сангха.
 +
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]]
  
[[Архангел]], идеал ангела как духа-хранителя, в особенности защитника молодых, а паломников и путников.
+
См. также:
 
+
:[[Будда]]
В искусстве — прежде всего как спутник молодого Товии.
+
----
 
+
:[[Праджня]]
В ренессансной Италии было традицией при отъезде сына в далекий город или страну заказывать картину на этот сюжет, причем изображение Товии делалось похожим на уезжающего сына семейства. Рафаэль изобразил своего тезку представляющим Товию, который держит рыбу, Деве Марии с Младенцем на троне — «Madonna del Pesce» ["Мадонна рыбы"] (Прадо).
+
:[[Бодхисаттва]]
 
+
:Кашьяпа
У Рафаила крылья, он одет как путник, на нем сандалии, и держит Ппосох странника, иногда с котомкой или бутылью. Он может держать маленький ларец или Дарохранительницу.
+
:[[Шакьямуни]]
 
+
:[[Дхарма]]
Рафаил по традиции отождествляется с ангелом, возмутившим воду в купальне Фивезда (см. Расслабленный, Исцеление расслабленного).
+
:[[Сангха]]
==ххх==
+
----
Архангел Рафаил, чье имя означает «лекарство Бога», главный из ангелов-хранителей, является хранителем человечества. Его считают милосердным другом тех, кому он служит. В живописи он чаще всего изображен в роли защитника Товия на его пути в Мидию. (См. подраздел Товий и ангел в главе V.) Именно эта древнееврейская история послужила основанием создания художественного образа Рафаила со всеми его атрибутами. Рафаил — защитник молодых и невинных. Более того, он покровительствует паломникам и странникам.
+
:
 
+
|}
Его обычно изображают добрым, мягким и любящим человеком. Он облачен в одежду паломника или путешественника: на его ногах сандалии, его волосы скреплены диадемой. Он держит в руке посох и иногда сосуд из тыквы-горлянки, наполненный водой. К его поясу привязана дорожная сумка. Однако, если Рафаил изображен как дух-хранитель, то на нем богатое одеяние, а через плечо перекинут золотой ремень, к которому крепится дорожная сумка или ларец. В одной руке у него меч, а другой рукой, он выражает жест предостережения, словно говоря: «Будьте осторожны».
+
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>==
 
+
. Э. Мялль Одноимённая статья в [[MNME]]
Согласно христианской традиции, именно Рафаил как ангел-хранитель явился в рождественскую ночь пастухам. «И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель. Который есть Христос Господь» (Лк. 2:10-11).
+
*Bhattacharyya В., The Indian Buddhist iconography, 2 ed., Calcutta, 1958 < MNME
==МНМ==
+
*Govinda A., Foundations of Tibetan mysticism, L., 1960 < MNME
:евр. rephael - "исцели, боже"
+
[[Категория:Буддизм]]
В послебиблейской мифологии один из семи великих ангелов (архангелов). Апокрифическая книга Еноха (40, 9) признаёт его вторым в ряду архангелов (после Михаила). В неканонической книге Товита он выступает в роли ангела-целителя, посланного богом, чтобы вернуть Товиту зрение и избавить от одержимости злым духом Асмодеем девицу, предназначенную в жёны Товии (сыну Товита), и называется одним из "семи святых ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу святого" (Тов. 12, 12-15). Вместе с Гавриилом он наказывает ангелов-повстанцев Шемихазая и Азазеля (книга Еноха). Выступая наравне с другими архангелами в функции просветителя (ср. Михаил), Р. научает Ноя распознавать целебные травы, передаёт Адаму книги тайных знаний (позднее, в "Потерянном рае" Дж. Мильтона, Р. представлен учителем Адама и Евы). Как и они, Р. сокрушает злых духов, склоняющих людей к порокам и преступлениям, особенно же насылающих болезни. Отголоски представлений о Р. как целителе прослеживаются в описанной Цельсом и Оригеном символике гностической секты офитов, представлявших семерых архангелов в образах животных, среди них Р. в образе змеи (дракона), связанной в ряде мифологий с врачеванием. Каббалистические представления ставят Р. во главе одной из высших ангельских иерархий - офаним.
 
[[Категория:Христианство]]
 

Текущая версия на 18:57, 5 июня 2023

Ратнасамбха́ва — санскр. ratnasambhava — букв. «тот (из которого) возникают драгоценности»

В буддийской мифологии ваджраяны один из т. н. дхьяни-будд.

  • Ратнасамбхава является главой семьи ратна.
  • В мандале дхьяни-будд Ратнасамбхава изображается на юге, он жёлтого цвета, его правая рука — в варадамудре (ладонь повёрнута к зрителям), что символизирует щедрость.
  • Его праджней (женским соответствием) считается Мамаки, и из него эманирует бодхисатва Ратнапани.
  • Земным соответствием Ратнасамбхавы считают бывшего будду Кашьяпу.

Ратнасамбхава упоминается впервые в «Гухьясамад-жатантре» (III в. н. э.). По некоторым легендам, Ратнасамбхавой порождены т. н. Ратнарая (три драгоценности) — основные компоненты буддизма — Будда Шакьямуни, дхарма и сангха.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Будда

Праджня
Бодхисаттва
Кашьяпа
Шакьямуни
Дхарма
Сангха

Литература

  • Л. Э. Мялль Одноимённая статья в MNME
  • Bhattacharyya В., The Indian Buddhist iconography, 2 ed., Calcutta, 1958 < MNME
  • Govinda A., Foundations of Tibetan mysticism, L., 1960 < MNME