Ушас: различия между версиями
(а) |
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «») |
||
(не показаны 3 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 29: | Строка 29: | ||
*видимо, ''латыш''. Usins, | *видимо, ''латыш''. Usins, | ||
*''рус''. Усень, Авсень. | *''рус''. Усень, Авсень. | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]] |
См. также: | См. также: | ||
Строка 36: | Строка 36: | ||
---- | ---- | ||
:[[Солнце]] | :[[Солнце]] | ||
− | :[[Сурья]] | + | :[[Сурья, божество Солнца|Сурья]] |
:[[Ашвины]] | :[[Ашвины]] | ||
:[[Адитьи]] | :[[Адитьи]] | ||
Строка 44: | Строка 44: | ||
:[[Индра]] | :[[Индра]] | ||
:[[Шунахшепа]] | :[[Шунахшепа]] | ||
− | :[[Уши]] | + | :[[Ухо|Уши]] |
---- | ---- | ||
:[[Богиня-мать]] | :[[Богиня-мать]] | ||
:[[Эос]] | :[[Эос]] | ||
− | : | + | :Усень |
:[[Авсень]] | :[[Авсень]] | ||
---- | ---- | ||
Строка 66: | Строка 66: | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>== | ||
<references /> | <references /> | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Индия]] |
Текущая версия на 02:39, 6 июня 2023
В древнеиндийской мифологии божество утренней зари. Ушас посвящено 20 гимнов «Ригведы». Она изображается в виде прекрасной девицы, одетой в сверкающий наряд;
Сама Ушас живет в твердыне на горе. Она — дочь неба, но в то же время рождена Сурьей[6], и она его жена[7]. Вместе с тем Ушас -
Наиболее тесны связи Ушас с солярными божествами (Сурья, Савитар, Ашвины, Агни и т. п.). Она — «наиболее подобная Индре»[12], и вместе с тем именно с Индрой возникает у неё конфликт: опьяненный сомой, Индра разбивает ваджрой колесницу Ушас, но она сама успевает скрыться. В «Айтарейе-брахмане»[13] Шунахшепа возносит мольбы к Ушас, и она освобождает его от пут. Вне «Ригведы» она появляется очень редко и вскоре в послеведийскую эпоху полностью исчезает, хотя ее весьма косвенные следы видят в образе Уши[14]. Архаичность образа Ушас несомненна; ее сравнивали с ипостасями женских божеств типа Великой матери, засвидетельствованных в текстах и в изобразительном искусстве, в частности в Индии времен Мохенджо-Даро. Образ Ушас восходит к индоевропейскому представлению о заре, её имя тождественно
|
![]() См. также:
|
Литература
- Топоров В. Н. Одноимённая статья в MNME
- Елизаренкова Т. Я., Топоров В. H. , О древнеиндийской Ушас (Usas) и ее балтийском соответствии (Usins), в кн.: Индия в древности, М., 1964, 66-84 < MNME
- Renou L, Йtudes vйdiques et pбnineennes, t. 3, P., 1957 (1 Les hymnes a l’Aurore du Rgveda) < MNME
- Kosambi D. D., Myth and reality, Bombay, 1962 (The Dawn Goddes in the Rgveda) < MNME
- Dumйzil G., Dйesses latines et mythes vйdiques, Brux., 1956 < MNME
- Brough J., Usas and Mater Matuta, «Bulletin of the School of Oriental and African Studies», 1958, v. 21, pt 2, p 395-99 < MNME