Пергрубрюс: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «»)
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 13: Строка 13:
  
 
Учитывая этимологию имени Пергрубрюса (ср. литов. grщblas, grubщs, grublщs и т. п. в связи с идеей неровности, шероховатости, грубоватости), можно думать, что первоначально имя Пергрубрюса было эпитетом весеннего божества типа славянского Ярилы, которому присущи те же черты.
 
Учитывая этимологию имени Пергрубрюса (ср. литов. grщblas, grubщs, grublщs и т. п. в связи с идеей неровности, шероховатости, грубоватости), можно думать, что первоначально имя Пергрубрюса было эпитетом весеннего божества типа славянского Ярилы, которому присущи те же черты.
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
+
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]]
  
 
См. также:
 
См. также:
Строка 31: Строка 31:
 
*Иванов В. В., Топоров В. Н. Одноимённая статья в [[MNME]]
 
*Иванов В. В., Топоров В. Н. Одноимённая статья в [[MNME]]
 
*Топоров В. Н., Заметки по балтийской мифологии, в кн.: Балто-славянский сборник, М., 1972 < MNME
 
*Топоров В. Н., Заметки по балтийской мифологии, в кн.: Балто-славянский сборник, М., 1972 < MNME
[[Категория:Балтийская мифология]]
+
[[Категория:Балтия]]

Текущая версия на 14:30, 5 июня 2023

Пергрубрюс — Pergrubrius, Pergubrius, Pargrubrius
Grubrius — в поздних источниках

В прусской мифологии бог весны и растительности.

Согласно «Судавской книжечке» (1563 г.), от Пергрубрюса зависит рост листьев и травы. В «Хронике» Бреткунаса (XVI в.) добавлено, что Пергрубрюс — бог земных растений, у Я. Мелецкого и Я. Ласицкого Пергрубрюс — бог весны. Входит в тетраду божеств, наделённых природно-хозяйственными функциями, наряду с Аушаутсом, Пильвитсом и Пушкайтсом, которому противопоставляется как божество поля божеству леса.

В списке Бреткунаса следует за верховным богом Окопирмсом, что связано, по-видимому, с тем, что Пергрубрюс был посвящён первый календарный праздник (пергрубии?), открывающий весну. Во время этого праздника на поле вывозят плуг и возглашают имена богов, в первую очередь Пергрубрюса, великого, могучего бога, прогоняющего зиму, дающего траву и листву. Его просят послать хороший урожай, заглушить сорняки. Празднество сопровождалось обильными возлияниями пивом, гимнами и жертвоприношениями телёнка, овцы, барана или петуха (ср. весенние аграрные праздники типа дня святого Георгия — Юрия, Ярилы и т. п.). Возможно, что существовал и осенний праздник в честь Пергрубрюса.

Характерно, что М. Преториус относит Пергрубрюса к «рабочим богам»; однако он приводит и другую точку зрения о том, что название Пергрубрюса относится к празднику чествования земли и её воплощения — Жеминеле.

Учитывая этимологию имени Пергрубрюса (ср. литов. grщblas, grubщs, grublщs и т. п. в связи с идеей неровности, шероховатости, грубоватости), можно думать, что первоначально имя Пергрубрюса было эпитетом весеннего божества типа славянского Ярилы, которому присущи те же черты.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Балтийская мифология

Аушаутс
Пильвитс
Пушкайтс
Окопирмс
Георгий
Ярила

Плуг
Пиво

Литература

  • Иванов В. В., Топоров В. Н. Одноимённая статья в MNME
  • Топоров В. Н., Заметки по балтийской мифологии, в кн.: Балто-славянский сборник, М., 1972 < MNME