Этрусская мифология: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
м
 
(не показаны 3 промежуточные версии этого же участника)
Строка 4: Строка 4:
 
 
 
Основные значения:
 
Основные значения:
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Изображение:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
+
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Изображение:00-00-000-000.jpg|2px]]  
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">См. также:</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">См. также:</font></div>==
 
:[[Мифология]]
 
:[[Мифология]]
Строка 25: Строка 25:
 
----
 
----
 
:
 
:
|}[[Изображение:00-03-389-000.jpg|250px|thumb|right|Фигура Аплу. 550-520 гг. до н. э.|ссылка=Special:FilePath/00-03-389-000.jpg]][[Изображение:00-03-390-000.jpg|250px|thumb|right|Зеркало с изображением сатиров и менад. Ок. 480 г. до н. э.|ссылка=Special:FilePath/00-03-390-000.jpg]][[Изображение:00-03-391-000.jpg|250px|thumb|right|Герекеле и Млакух. Бронзовое зеркало. Ок. 500-475 гг. до н. э.|ссылка=Special:FilePath/00-03-391-000.jpg]]Спорность и невыясненность этногенеза этрусков препятствует определению обстоятельств и времени формирования мифологии народа. Сравнение её с мифологиями других древних народов позволяет с достаточной уверенностью утверждать, что истоки Э. м. уходят в область эгейско-анатолийского мира, откуда, согласно господствовавшему в древности мнению (впервые у Геродота I 94), прибыли предки этрусков — тиррены и пеласги. Восточными чертами Э. м. являются наличие в ней представлений о сакральном характере царской власти, религиозные атрибуты — двойной топор, трон и др., сложная космогоническая система, во многом близкая космогонии Египта и Вавилонии. В ходе соприкосновения этрусков с греческими колонистами в Италии и на прилегающих островах происходило отождествление древнейших этрусских богов с олимпийскими богами, заимствование этрусками греческих мифов и их переосмысление в духе собственной религиозной и политической идеологии.
+
|}[[Изображение:00-03-389-000.jpg|250px|thumb|right|Фигура Аплу. 550-520 гг. до н. э.]] [[Изображение:00-03-390-000.jpg|250px|thumb|right|Зеркало с изображением сатиров и менад. Ок. 480 г. до н. э.]] [[Изображение:00-03-391-000.jpg|250px|thumb|right|Герекеле и Млакух. Бронзовое зеркало. Ок. 500-475 гг. до н. э.]] Спорность и невыясненность этногенеза этрусков препятствует определению обстоятельств и времени формирования мифологии народа. Сравнение её с мифологиями других древних народов позволяет с достаточной уверенностью утверждать, что истоки Э. м. уходят в область эгейско-анатолийского мира, откуда, согласно господствовавшему в древности мнению (впервые у Геродота I 94), прибыли предки этрусков — тиррены и пеласги. Восточными чертами Э. м. являются наличие в ней представлений о сакральном характере царской власти, религиозные атрибуты — двойной топор, трон и др., сложная космогоническая система, во многом близкая космогонии Египта и Вавилонии. В ходе соприкосновения этрусков с греческими колонистами в Италии и на прилегающих островах происходило отождествление древнейших этрусских богов с олимпийскими богами, заимствование этрусками греческих мифов и их переосмысление в духе собственной религиозной и политической идеологии.
  
 
Вселенная представлялась этрусскам в виде трёхступенчатого храма, в котором верхняя ступень соответствовала небу, средняя — земной поверхности, нижняя — подземному царству. Воображаемый параллелизм между этими тремя структурами позволял по расположению светил в верхней — видимой предсказывать судьбу человеческого рода, народа и каждого индивидуума. Нижняя — невидимая и недоступная живому человеку структура считалась обиталищем подземных богов и демонов, царством мёртвых. В представлениях этрусков средняя и нижняя структуры соединялись ходами в виде разломов в земной коре, по которым спускались души мёртвых. Подобия таких разломов в виде ямы (mundus) сооружались в каждом этрусском городе для принесения жертв подземным богам и душам предков. Наряду с представлением о делении мира по вертикали существовало представление о горизонтальном делении на четыре стороны света; при этом в западную часть помещали злых богов и демонов, в восточную — добрых.
 
Вселенная представлялась этрусскам в виде трёхступенчатого храма, в котором верхняя ступень соответствовала небу, средняя — земной поверхности, нижняя — подземному царству. Воображаемый параллелизм между этими тремя структурами позволял по расположению светил в верхней — видимой предсказывать судьбу человеческого рода, народа и каждого индивидуума. Нижняя — невидимая и недоступная живому человеку структура считалась обиталищем подземных богов и демонов, царством мёртвых. В представлениях этрусков средняя и нижняя структуры соединялись ходами в виде разломов в земной коре, по которым спускались души мёртвых. Подобия таких разломов в виде ямы (mundus) сооружались в каждом этрусском городе для принесения жертв подземным богам и душам предков. Наряду с представлением о делении мира по вертикали существовало представление о горизонтальном делении на четыре стороны света; при этом в западную часть помещали злых богов и демонов, в восточную — добрых.
Строка 64: Строка 64:
 
*Hampe R., Simon E., Griechische Sagen in der frьhen etruskischen Kunst, Mainz, 1964;
 
*Hampe R., Simon E., Griechische Sagen in der frьhen etruskischen Kunst, Mainz, 1964;
 
*Herbig R., Gцtter und Dдmonen der Etrusker, 2 Aufl., Mainz, 1965;
 
*Herbig R., Gцtter und Dдmonen der Etrusker, 2 Aufl., Mainz, 1965;
*Heurgon J., Influences grecques sur la religion йtrusque, «Revue des йtudes latines», 1958, annйe 35;
+
* Heurgon J., Influences grecques sur la religion йtrusque, «Revue des йtudes latines», 1958, annйe 35;
 
*Mьhlestein H., Die Etrusker im Spiegel ihrer Kunst, В., 1969;
 
*Mьhlestein H., Die Etrusker im Spiegel ihrer Kunst, В., 1969;
 
*Pettazzoni R., La divinita suprema della religione etrusca, Roma, 1929. (Studi e materiali di storia delle religioni, IV);
 
*Pettazzoni R., La divinita suprema della religione etrusca, Roma, 1929. (Studi e materiali di storia delle religioni, IV);
Строка 70: Строка 70:
 
*Stoltenberg H. L., Etruskische Gцtternamen, Levenkusen, 1957;
 
*Stoltenberg H. L., Etruskische Gцtternamen, Levenkusen, 1957;
 
*Thylin C., Die etruskische Disciplin, t. 1-3, Gцteborg, 1905-09.
 
*Thylin C., Die etruskische Disciplin, t. 1-3, Gцteborg, 1905-09.
::::[А. И. Немировский [[MNME]] ]
+
:::: [А. И. Немировский [[MNME]] ]
[[Категория:Этрусская мифология]]
+
[[Категория:Этруски]]

Текущая версия на 23:43, 5 июня 2023

́

Основные значения:

00-00-000-000.jpg

См. также:

Мифология

Химера
Таг
Ванф
Адонис
Фуфлунс
Уни
Тезан
Тин
Сатре
Аита
Аплу
Геркле
Кулсанс
Менрва
Нортия

Фигура Аплу. 550-520 гг. до н. э.
Зеркало с изображением сатиров и менад. Ок. 480 г. до н. э.
Герекеле и Млакух. Бронзовое зеркало. Ок. 500-475 гг. до н. э.

Спорность и невыясненность этногенеза этрусков препятствует определению обстоятельств и времени формирования мифологии народа. Сравнение её с мифологиями других древних народов позволяет с достаточной уверенностью утверждать, что истоки Э. м. уходят в область эгейско-анатолийского мира, откуда, согласно господствовавшему в древности мнению (впервые у Геродота I 94), прибыли предки этрусков — тиррены и пеласги. Восточными чертами Э. м. являются наличие в ней представлений о сакральном характере царской власти, религиозные атрибуты — двойной топор, трон и др., сложная космогоническая система, во многом близкая космогонии Египта и Вавилонии. В ходе соприкосновения этрусков с греческими колонистами в Италии и на прилегающих островах происходило отождествление древнейших этрусских богов с олимпийскими богами, заимствование этрусками греческих мифов и их переосмысление в духе собственной религиозной и политической идеологии.

Вселенная представлялась этрусскам в виде трёхступенчатого храма, в котором верхняя ступень соответствовала небу, средняя — земной поверхности, нижняя — подземному царству. Воображаемый параллелизм между этими тремя структурами позволял по расположению светил в верхней — видимой предсказывать судьбу человеческого рода, народа и каждого индивидуума. Нижняя — невидимая и недоступная живому человеку структура считалась обиталищем подземных богов и демонов, царством мёртвых. В представлениях этрусков средняя и нижняя структуры соединялись ходами в виде разломов в земной коре, по которым спускались души мёртвых. Подобия таких разломов в виде ямы (mundus) сооружались в каждом этрусском городе для принесения жертв подземным богам и душам предков. Наряду с представлением о делении мира по вертикали существовало представление о горизонтальном делении на четыре стороны света; при этом в западную часть помещали злых богов и демонов, в восточную — добрых.

Этрусский пантеон включает множество богов, в большинстве случаев известных лишь по именам и месту, занимаемому каждым из них на модели гадательной печени из Пьяченцы.

В отличие от греческой мифологии, Э. м., как правило, не имела мифов о браках богов и их родстве. Объединение богов в триады и двоицы, где оно зафиксировано в источниках, обосновывалось их местом в религиозной иерархии.

К древнейшим религиозным представлениям эгейско-анатолийского мира восходит этрусская концепция богов, передающих свою волю с помощью молний. К их числу относился Тин, отождествлявшийся с греческим Зевсом и римским Юпитером. Как бог неба, бог-громовержец Тин повелевал тремя пучками молний. Первым из них он мог предостерегать людей, вторым — пользовался, лишь посоветовавшись с двенадцатью другими богами, третьим — самым страшным — карал, лишь получив согласие избранных богов. Таким образом, Тин, в отличие от Зевса, первоначально мыслился не царём богов, а лишь главой их совета, представляемого по образцу совета глав этрусских государств. Богиня Туран, имя которой означало «подательница», считалась владычицей всего живого и отождествлялась с Афродитой. Греческой Гере и римской Юноне соответствовала богиня Уни, почитавшаяся во многих городах как покровительница царской власти. Вместе с Тином и Уни в основанном этрусками в кон. 6 в. до н. э. Капитолийском храме в Риме почиталась Менрва (римская Минерва), покровительница ремёсел и ремесленников.

Эти три божества составили этрусскую триаду, которой соответствовала римская триада: Юпитер, Юнона, Минерва. Бог Аплу (см. рис.), отождествлявшийся с греческим Аполлоном, первоначально воспринимался этрусками как бог, охраняющий людей, их стада и посевы. Бог Турмс, соответствующий греческому Гермесу, считался божеством преисподней, проводником душ умерших. Греческому богу Гефесту — хозяину подземного огня и кузнецу, соответствует этрусский Сефланс. Он участник сцены, изображающей наказание Уни по приказу Тина. В городе Популонии Сефланс почитался под именем Велханс (отсюда римский Вулкан). Судя по множеству изображений на зеркалах, геммах, монетах, видное место занимал бог Нефунс. У него характерные атрибуты морского божества — трезубец, якорь. Среди этрусских божеств растительности и плодородия наиболее популярен был Фуфлунс, соответствующий Дионису-Вакху в греческой мифологии и Сильвану в римской (см. рис.). Культ Фуфлунса носил оргиастический характер и был в Италии более древним, чем почитание Диониса-Вакха. Сакральное объединение государств с центром в Вольсиниях обусловило выделение главного божества этого города Вольтумна (римляне именовали его Вертумном). Иногда его изображали злокозненным чудовищем, иногда в качестве божества растительности неопределённого пола, иногда в виде воина. Эти облики, возможно, отражали стадии трансформации локального хтонического божества в «главного бога Этрурии», как его называет Варрон (Antiquitatum rerum… V 46).

К числу богов «небесной долины» этруски относили Сатре, полагая, что он, как и Тин, может поражать молниями. С богом Сатре было связано космогоническое учение и представление о золотом веке — грядущей эпохе изобилия, всеобщего равенства (что соответствует представлению о римском Сатурне). Богом италийского происхождения был Марис (римский Марс). В одной из своих функций он был покровителем растительности, в другой — войны. Из италийской мифологии этрусками был воспринят Майус — хтоническое божество растительности. Этруски почитали бога Селванса, впоследствии воспринятого римлянами под именем Сильван. Владыками подземного царства были Аита и Ферсифай (соответствующие греческим богам Аиду и Персефоне).

Вполне вероятно, что некоторые имена этрусских женских божеств были первоначально эпитетами великой богини-матери, указывающими на определённые её функции — мудрость, искусство и др.

Наряду с культом богов у этрусков существовал культ злых и добрых демонов. Их изображения сохранились на зеркалах и фресках погребальных склепов. Звериные черты в иконографии демонов позволяют предполагать в них первоначально священных животных, оттеснённых на задний план по мере выделения антропоморфных богов. Демоны нередко изображались в качестве спутников и слуг богов. Демон смерти Хару (Харун) больше, чем родственный ему греческий перевозчик душ умерших Харон, сохранил черты самостоятельного божества.

На более ранних памятниках Хару — зловещий и молчаливый свидетель смертных мук, затем вестник смерти и, наконец, под влиянием греческой мифологии — проводник душ в подземном царстве, узурпировавший эту роль у Турмса (греческого Гермеса). Много общего имел с Хару Тухулка, в облике которого соединены человеческие и звериные черты. Хару и Тухулка часто изображаются вместе как свидетели или исполнители воли богов преисподней.

Из культа божественного множества демонов-лазов (римские лары.) выделилось демоническое существо Лаза. Это юная обнажённая женщина с крыльями за спиной. На зеркалах и урнах она изображалась участницей сцен любовного содержания. Её атрибутами были зеркало, таблички с грифелем, цветы. Значение встречающихся в надписях эпитетов Лазы: Еван, Альпан, Млакус — остаётся невыясненным.

По аналогии с римскими ларами можно предполагать, что лазы были добрыми божествами, покровителями дома и домашнего очага. Демоническим множеством были маны (римские маны) — добрые и злые демоны. К демонам загробного мира относилась Ванф.

Этрусское изобразительное искусство сохранило многие мифы, известные из греческой мифологии. Этрусские художники отдавали предпочтение сюжетам, связанным с жертвоприношениями, кровавыми схватками. Фрески этрусских гробниц зачастую представляют собой изображения замкнутых циклов сцен смерти, путешествия в загробное царство и суда над душами умерших. (см. рис.)

Лит.:

  • Ельницкий Л. А., Элементы религии и духовной культуры этрусков, в кн.: Немировский А. И., Идеология и культура раннего Рима, Воронеж, 1964;
  • Иванов В. В., Заметки о типологии и сравнительно-историческом исследовании римской и индоевропейской мифологии, в кн.: Труды по знаковым системам, т. 4, Тарту, 1969;
  • Немировский А. И., Этрусская религия, в кн.: Немировский А. И., Харсекин А. И., Этруски, Воронеж, 1969;
  • Тимофеева Н. К., Религиозно-мифологическое мировоззрение этрусков, Воронеж, 1975 (дисс.);
  • Шенгелия И. Г., Этрусская версия теогамии Минервы и Геракла, в кн.: Проблемы античной культуры, Тб., 1975;
  • Вауеt J., Herclй, P., 1926;
  • Clemen C., Die Religion der Etrusker, Bonn, 1936;
  • Dumйzil G., La religion des йtrusques, в его кн.: La rйligion romaine archaпque, P., 1966;
  • Enking R., Etruskische Geistigkett, В., 1947;
  • Grenier A., Les religions йtrusque et romaine, P., 1948;
  • Hampe R., Simon E., Griechische Sagen in der frьhen etruskischen Kunst, Mainz, 1964;
  • Herbig R., Gцtter und Dдmonen der Etrusker, 2 Aufl., Mainz, 1965;
  • Heurgon J., Influences grecques sur la religion йtrusque, «Revue des йtudes latines», 1958, annйe 35;
  • Mьhlestein H., Die Etrusker im Spiegel ihrer Kunst, В., 1969;
  • Pettazzoni R., La divinita suprema della religione etrusca, Roma, 1929. (Studi e materiali di storia delle religioni, IV);
  • Piganiol A., Oriental characteristics of the Etruscan religion, в сб.: CIBA foundation symposium on medical biology and Etruscan origins, L., 1959;
  • Stoltenberg H. L., Etruskische Gцtternamen, Levenkusen, 1957;
  • Thylin C., Die etruskische Disciplin, t. 1-3, Gцteborg, 1905-09.
[А. И. Немировский MNME ]