Скотоводство: различия между версиями
(а) |
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «») |
||
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника) | |||
Строка 7: | Строка 7: | ||
*свиной праздник — день св. Василия Кесарийского и др. | *свиной праздник — день св. Василия Кесарийского и др. | ||
Соответственно покровителями скотоводства считаются Свв. Георгий, Николай, Власий: последние предположительно заменили в народной традиции языческого скотьего бога — Волоса. Специальные обряды совершались в связи со случкой, отелом, куплей-продажей, доением, забоем скота, стрижкой овец и т. п. В обрядах, связанных с выпасом скота, особую роль играла мифологизированная фигура пастуха. Магическим путем стремились предохранить скот от болезней, от диких зверей, нечистой силы, особенно домового, ведьмы и др. Сами домашние животные наделялись символическими свойствами — воплощали богатство, плодородие и считались одновременно хтоническими существами (конь, коза и др.), связанными с «тем светом»; использовались как жертвенные животные. | Соответственно покровителями скотоводства считаются Свв. Георгий, Николай, Власий: последние предположительно заменили в народной традиции языческого скотьего бога — Волоса. Специальные обряды совершались в связи со случкой, отелом, куплей-продажей, доением, забоем скота, стрижкой овец и т. п. В обрядах, связанных с выпасом скота, особую роль играла мифологизированная фигура пастуха. Магическим путем стремились предохранить скот от болезней, от диких зверей, нечистой силы, особенно домового, ведьмы и др. Сами домашние животные наделялись символическими свойствами — воплощали богатство, плодородие и считались одновременно хтоническими существами (конь, коза и др.), связанными с «тем светом»; использовались как жертвенные животные. | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]] |
См. также: | См. также: | ||
Строка 13: | Строка 13: | ||
---- | ---- | ||
:[[Земледелие]] | :[[Земледелие]] | ||
− | : | + | :Флор и Лавр, Свв. |
− | :[[Тодор, Св.]] | + | :[[Феодор, Св.|Тодор, Св.]] |
:[[Власий, Св.]] | :[[Власий, Св.]] | ||
− | :[[Василий Кесарийский, Св.]] | + | :[[Василий Кесарийский|Василий Кесарийский, Св.]] |
:[[Георгий Каппадокийский, Св.]] | :[[Георгий Каппадокийский, Св.]] | ||
:[[Николай Мирликийский, Св.]] | :[[Николай Мирликийский, Св.]] | ||
− | :[[Волос]] | + | :[[Велес|Волос]] |
---- | ---- | ||
− | :[[Пастух]] | + | :[[Пастырь|Пастух]] |
:[[Конь]] | :[[Конь]] | ||
:[[Корова]] | :[[Корова]] |
Текущая версия на 03:46, 6 июня 2023
Основное (после земледелия) традиционное и наиболее ритуализованное занятие славян. Практически все календарные обычаи, связанные с земледелием, включают ритуальные действия, связанные с плодородием и благополучием скота (в том числе кормление ритуальными блюдами и т. п.). К специализированным скотоводческим праздникам относятся:
Соответственно покровителями скотоводства считаются Свв. Георгий, Николай, Власий: последние предположительно заменили в народной традиции языческого скотьего бога — Волоса. Специальные обряды совершались в связи со случкой, отелом, куплей-продажей, доением, забоем скота, стрижкой овец и т. п. В обрядах, связанных с выпасом скота, особую роль играла мифологизированная фигура пастуха. Магическим путем стремились предохранить скот от болезней, от диких зверей, нечистой силы, особенно домового, ведьмы и др. Сами домашние животные наделялись символическими свойствами — воплощали богатство, плодородие и считались одновременно хтоническими существами (конь, коза и др.), связанными с «тем светом»; использовались как жертвенные животные. |
См. также:
|
Литература
- В. П. Одноимённая статья в SMES
- Журавлев А. Ф. Домашний скот в поверьях и магии восточных славян. М., 1994 < SMES