Ганеша: различия между версиями
м (Замена текста — «Категория:Индийская мифология» на «Категория:Индия») |
м |
||
Строка 127: | Строка 127: | ||
*107 Yashvasin — Beloved and Ever Popular Lord | *107 Yashvasin — Beloved and Ever Popular Lord | ||
*108 Yogadhipa — The Lord of Meditation | *108 Yogadhipa — The Lord of Meditation | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-03-014-000.jpg|200px|Танцующий Ганеша. Каменная скульптура эпохи Пратихара из провинции Каннаудж. IX в. | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-03-014-000.jpg|200px|Танцующий Ганеша. Каменная скульптура эпохи Пратихара из провинции Каннаудж. IX в.]] |
----См. также: | ----См. также: | ||
:[[Индийская мифология]] | :[[Индийская мифология]] |
Текущая версия на 08:00, 6 июня 2023
В индуистской мифологии «владыка ганы», низших божеств, которые составляли свиту Шивы. В ведийской литературе Ганеша как самостоятельное божество не фигурирует, а титул «Ганапати» принадлежал самому Шиве, или Рудре[1]. В эпосе и пуранах Ганеша — сын Шивы и Парвати, чудесным образом родившийся из её одежд. Он изображается с человеческим туловищем красного или жёлтого цвета, большим шарообразным животом, четырьмя руками и слоновьей головой, из пасти которой торчит лишь один бивень. Детали внешнего облика Ганеши получают объяснение в нескольких мифах, подробно изложенных в «Брахмавайварта-пуране» и «Ганеша-пуране». Один из таких мифов рассказывает, что на празднество рождения Ганеши забыли пригласить (вариант: заставили взглянуть на младенца) бога Шани[2], который из мести испепелил взглядом голову младенца. Шива пытался приставить голову к телу мальчика, но она не прирастала, будучи «заражена дурным оком». Тогда Брахма посоветовал Парвати приставить ему голову первого же существа, которое ей встретится; таким существом оказался слон. По другому мифу, сам Шива в гневе отрезал голову своему сыну, когда тот не пустил его в покои Парвати; затем, однако, чтобы утешить свою супругу, он приставил к туловищу Ганеши голову находившегося неподалёку слона. Один из своих бивней Ганеша, как сообщает легенда, потерял в поединке с Парашурамой. Парашурама пришёл навестить Шиву, но Шива спал, и Ганеша отказался его пустить; тогда Парашурама бросил в Ганешу свой топор и отсёк его правый бивень. Ещё одна легенда говорит, что Ганеша сам отломал у себя бивень, сражаясь с великаном Гаджамукхой, и бросил его в своего противника; бивень обладал магической силой и превратил Гаджамукху в крысу, которая стала ездовым животным (ваханой) Ганеши. Хотя Ганеша возглавляет свиту Шивы, главная его функция в индуистской мифологии связана не с этой его ролью, а с тем, что он считается богом мудрости и устранителем препятствий[3]. Индуисты призывают Ганешу в помощь, предпринимая любое сколько-нибудь важное дело, в частности с обращения к Ганеше, как правило, начинаются санскритские сочинения. Ганеша принадлежит к числу наиболее популярных индийских богов; его изображения и храмы широко распространены в Индии, особенно на юге. Брахма повелел поминать его имя прежде имен других богов. Богиня мудрости Сарасвати подарила Ганеше перо и чернила, и он стал богом учености. Кроме того, Ганеша стал покровителем купцов и путешественников и получил брахманское достоинство. Он всегда сидит на крысе, которую ему в вечное услужение дала богиня земли Притхиви. Для того чтобы небесных обителей достигали только истинно преданные Шиве, Ганеша стал изобретать препятствия для людей, помрачая их разум и заставляя стремиться к богатству и временным наслаждениям. 108 имен Ганеши
|
См. также: |
Иллюстрации
Черновые материалы
BDGS Его создали оба: и Шива и Кали. У него голова слона, и мистики усматривают в нем идею единства малого мира, в котором влачит свое существование смертный человек, и Вселенной, закономерностей которой он постичь не в силах.
Для индусов самое мудрое животное в воде — дельфин, на земле — слон, отличающийся своей отличной памятью. Путешествует же Ганеша на мыши, которая символизирует потаенное, малоприметное действие, по ночам. Четырьмя своими руками Ганеша правит миром, он — властелин традиции, которая всегда в нужную минуту заявит о себе.
Литература
- Гринцер П. А. Одноимённая статья в MNME
- Gettу A., Ganesб, a Monograph on the Elephant- Faced God, Oxf., 1963 < MNME