Охин-тенгри: различия между версиями
(Новая страница: «{| class="FCK__ShowTableBorders" width="100%" cellspacing="5" cellpadding="5" border="0" align="center" |- | valign="top" align="left" | :О́хин-те́нгр...») |
м |
||
Строка 14: | Строка 14: | ||
---- | ---- | ||
:[[Тенгри]] | :[[Тенгри]] | ||
− | :[[Лхамо]] | + | :[[Дхармапала|Лхамо]] |
− | : | + | :Деви Сри |
:[[Докшиты]] | :[[Докшиты]] | ||
:[[Чойджины]] | :[[Чойджины]] | ||
:[[Дхармапала]] | :[[Дхармапала]] | ||
− | : | + | :Цаган Дар-эке |
:[[Тара]] | :[[Тара]] | ||
− | :[[Чойджал]] | + | :[[Яма|Чойджал]] |
:[[Эрлик]] | :[[Эрлик]] | ||
− | : | + | :Ухин Хара-тенгри |
:[[Мангус]] | :[[Мангус]] | ||
---- | ---- |
Версия 05:01, 26 января 2021
В мифологии монгольских народов женское небесное божество (тенгри), идентичное тантрическому божеству Лхамо (тибет.), Деви Сри (санскр.). Охин-тенгри упоминается в группе четырёх (восьми, десяти) докшитов, относится к разряду чойджинов (дхармапал), квалифицируется как гневное воплощение богини Цаган Дар-эке («белая Тара»), иногда осмысливается как супруга Чойджала. Наделена функциями божества времени (её сопровождают богини четырёх времён года), судьбы (связана со смертью и загробным судилищем); в ламаистской иконографии устрашающего вида. Охин-тенгри воспринимается и как богиня-мать, всеобщая прародительница (в монг. шаманских призываниях её называют «единственной матерью»). В различных монголоязычных традициях Охин-тенгри рассматривают и как благостное, охранительное божество, и как божество, несущее смерть (в частности, детям). В бурятской шаманской мифологии Ухин Хара-тенгри относится к восточным, тёмным, враждебным людям тенгри, вызывает болезни, падёж скота, смерть и бесплодие, особенно опасна для беременных женщин. У калмыков с Окон-тенгри связываются плодородие и возрождение жизни. В широко распространённом сюжете о похищении небесной девы демонами — мангусами Окон-тенгри, чтобы подать весть о себе, пишет своё имя на крыле луня, почитавшегося калмыками священной птицей. Победа над мангусами и возвращение Окон-тенгри связывались с концом зимы, с праздником цаган cap («белый месяц») — новым годом у монгольских народов; на храмовых торжествах устраивалась встреча её статуи. |
См. также:
|
Литература
- Неклюдов С. Ю. Одноимённая статья в MNME
Примечания и комментарии