Череп: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
Строка 23: Строка 23:
 
:[[Смерти символы]]
 
:[[Смерти символы]]
 
:[[Голова]]
 
:[[Голова]]
:[[Кости]]
+
:[[Кости, людей, животных, мифологических персонажей]]
 
:[[Адам]]
 
:[[Адам]]
 
:[[Мёртвая голова]]
 
:[[Мёртвая голова]]

Версия 18:49, 4 февраля 2021

Во многих традициях имеет сложное значение, как средоточие интеллекта, духа, жизненной энергии и части тела, наиболее стойкой к разложению, — символика, лежащая в основе языческого культа черепа в Европе.

Современный символ смерти, по-видимому, средневекового происхождения (не известный в этом значении в античности).

Череп со скрещенными костями изображался на пиратском флаге.

Основные значения:

  • преходящий характер жизни, тщета мирского, смерть, смертность, смерть для мира;
  • память о смерти, memento mori;
  • то, что переживает смерть — служит напоминанием о жизни и преображении;
  • Луна, призраки, смерть Солнца, боги мертвых, время;
  • жизненная сила, заключенная в голове;
  • со скрещенными костями смерть, знак предупреждения о смертельной опасности;
  • жизненная сила, заключенная в чреслах- берцовые кости символизируют.
Бланшар Жак. Св. Иероним. 1632 г.

См. также:

Человек

Смерть
Смерти символы
Голова
Кости, людей, животных, мифологических персонажей
Адам
Мёртвая голова
Голгофа
Et in Arcadia ego
Аркадия
Кронос
Яма
Кали
Дурга

Античность

Атрибут Кроноса (Сатурна) как олицетворения Времени.

Мезоамерика

У майя, наряду со скелетом, — символ бога смерти и подземного мира.

Скелет и череп — знаки шестого дня ацтекского календаря.

Индуизм

Чаша из черепа, наполненная кровью — отречение от жизни; атрибут Кали (Дурги).

Буддизм

В тантризме череп, наполненный кровью, символизирует отречение от жизни.

Эмблема Ямы, бога мертвых, и Тары в её мрачном аспекте.

Христианство

Широко распространено изображение черепа у подножия креста в сцене Распятия как указание на Голгофу («Место черепа», «лобное место»). Эта практика восходит к легенде о том, что распятие Иисуса произошло над могилой Адама. В этом усматривается намек на то, что через крест Господень все люди придут к жизни вечной.

«Так и написано: „первый человек Адам стал душею живущею“; а последний Адам есть дух животворящий»
1 Кор. 15:45

Начиная с эпохи Возрождения череп Адама начинают изображать с перекрещенными костями.

Череп и крест — вечная жизнь после смерти Христа на Голгофе.

Как символ преходящей природы земной жизни служит намеком на бесполезность и суетность (тщета) мирского. При этом вместе с черепом может быть изображена жаба или змея.

Святые и отшельники, пребывающие в молитве (особенно в конце XVI в.) изображаются созерцающими череп и/или держащими его в руке. Размышление о смерти или её мысленное представление рекомендовалось иезуитами как духовное упражнение.

Атрибут:

  • раскаивающиеся святые;
  • отшельники;
  • Мария Магдалина, Св.;
  • Павел, Св.;
  • Иероним, Св.;
  • Франциск Ассизский, Св.;
  • Ромуальд, Св..

Алхимия

Вместе с вороном и могилой череп символ «почернения» (нигредо) и умерщвления:

  • первая стадия «Малой Работы»,
  • принцип «земля к земле» (прах к праху???).

Эмблематика

Как напоминание о быстротечности земной жизни встречается на картинах «Vanitas».

В портретном изображении модели рука, лежащая на черепе, указывает на пиетет изображенного, лавровый венок на черепе говорит о том, что добродетель и слава умершего переживут его.

Атрибут:

  • Меланхолии (темпераменты);
  • аллегория Старости — старик, рассматривающий череп.

Иллюстрации

  • Череп со скрещенными костями, круг и крест, как погребальный символ на надгробном камне.

Оберег — конский череп, выставленный во дворе дома для защиты от нечистой силы. Болгария. — Из кн.: Георгиева И. Българска народна митология. София, 1993. Рис. 119. < SMES, с.245

Литература

Примечания и комментарии